Витражи класса люкс
Это был очень увлекательный разговор. Судите сами. «Один заказчик попросил меня сделать витражи как в замке Шантийи под Парижем. Там есть галерея Психеи, украшенная витражами XVI века, созданными в технике гризайль. Меня попросили их повторить: нужно было нарисовать целую картину на стекле одним цветом. Действительно непросто! Тем более что витраж, во-первых, был круглый, а во-вторых, вставлен в витражную же межкомнатную перегородку, тоже нашей работы», – рассказывает Каролин Прежермен.
Каролин – лучший мастер Франции по витражному мастерству, такой официальный титул министерство труда страны каждый год присуждает на конкурсной основе профессионалам, которые используют ручной труд.
Рассказывая, моя собеседница проверяет, как идут дела у помощницы, и показывает мне, как работают по стеклу в технике гризайль. Это монохромная живописная техника: чаще всего используют белую, серую или коричневую краски.
Сначала Каролин насыпает коричневую краску-порошок на стекло. Под стеклом лежит рисунок, с которого будут делать витраж. Далее мастер наливает на краску немного воды. Затем кисточкой обводит контур рисунка и с помощью мягких кистей – у Каролин их целый набор – снимает лишние слои краски.
«Пока рисунок не обожжен в печи, с порошком можно работать кистью. Объем и эффекты света и тени создаются за счет того, что мы удаляем краску, – рассказывает она. – После того как нанесли основной рисунок, мы обжигаем стекло и затем снова наносим краску – на этот раз уже более темную».
Изящная, вся в черном, с каре как у Шанель, в жокейских сапогах, Каролин – воплощение настоящей парижской художницы. Ее мастерская, Atelier Saint Didier, находится на одноименной улице в XVI округе Парижа.
«В основном я работаю со стеклом Verrerie Saint Just, которое производит французская компания Saint Gobain. Раньше сотрудничала еще с немецкими и польскими производителями. Жаль, что цветовая гамма очень сильно сократилась: цветное стекло дорого производить, – признается она. – Двадцать лет назад можно было найти десятки оттенков синего, зеленого, красного. Сейчас продают в основном нейтральные. Боятся, что не смогут реализовать необычные цвета и они потом будут пылиться на складе».
Помимо гризайли, Каролин работает в технике витражной эмали – и получается цветное стекло. «Мы используем краску, которая делает рисунок, к примеру, матовым, а также золотой или серебряный порошок».
После того как роспись стекла закончена, его обжигают в муфельной печи, где краска уже становится частью стекла. Среди вещей, выходящих из мастерской, – межкомнатные перегородки, оконные витражи, двери, эркеры, ширмы, столы, полки.
Вспоминая наиболее интересные и сложные заказы, Каролин показывает фото крупного витража, который мастерская делала для бутика Lancel по мотивам иллюстрации, предоставленной самой компанией. На ней изображена девушка в длинном колье, одетая и стриженная по моде 1930-х годов. Колье, рассказывает Каролин, собирали из отдельных круглых кусочков-кабошонов, вставленных в основной витраж. Поэтому витраж кажется чем-то очень хрупким и мимолетным.
Но, по словам моей собеседницы, «как только зафиксировали краску на стекле, ее уже невозможно снять. Наши витражи один в один как на готических соборах, и эта техника не изменилась со времен Средневековья. А уход за ними абсолютно такой же, как и за обычным стеклом. Чаще всего витражи действительно оконные, их фиксируют на уже имеющуюся стеклянную перегородку или на окна, добавляя силиконовый герметик».
Каролин работает в основном с дизайнерами интерьера, эскизы витражей делает сама, рисуя их кистью. После того как эскиз утвержден, готовят бумажные шаблоны для витража, уже в натуральную величину. Каролин ведет меня в отдельную комнату, где над гигантским листом ватмана, как минимум вдвое больше, чем те, что инженеры раньше использовали для чертежей, склонилась Луиза, помощница Каролин. Луиза переносит первоначальный эскиз на ватман.
У каждой части рисунка, которой соответствует отдельный кусочек стекла, есть номер. После того как эскиз перенесли на ватман, его разрезают в местах, где будут соединения витражей, тройными ножницами, оставляющими промежуток шириной несколько миллиметров – этот промежуток соответствует металлическому профилю, на который крепится стекло.
В Atelier Saint Didier используют свинцовый профиль с несколькими углублениями с разных сторон. Затем по шаблонам, как по выкройке, режут стекло. Помощницы Каролин работают роликовым стеклорезом, сама она режет алмазным стеклорезом, «как учили в школе». После каждого разреза стекло разламывают и оставляют на бумажном макете.
Процесс очень похож на то, как в ателье создают платье: сначала эскиз, потом макет, потом бумажная выкройка, состоящая из пронумерованных частей, затем по выкройке из ткани вырезают кусочки платья и составляют их в единое целое.
Стоимость витражей в Atelier Saint Didier начинается от 2000 евро за квадратный метр. Каролин Прежермен сотрудничает с французскими архитекторами, у нее также есть проекты в Вене, Нью-Йорке, на Ближнем Востоке. За границу витражи отправляют профессиональные упаковочные компании – они помещают стекло в пленку, пенопласт, ящики, так что риска разбить ценный груз нет.