Витражи класса люкс

Почему французские мастера и сегодня творят с помощью техники, которой сотни лет

Это был очень увлекательный разговор. Судите сами. «Один заказчик попросил меня сделать витражи как в замке Шантийи под Парижем. Там есть галерея Психеи, украшенная витражами XVI века, созданными в технике гризайль. Меня попросили их повторить: нужно было нарисовать целую картину на стекле одним цветом. Действительно непросто! Тем более что витраж, во-первых, был круглый, а во-вторых, вставлен в витражную же межкомнатную перегородку, тоже нашей работы», – рассказывает Каролин Прежермен. 

Каролин – лучший мастер Франции по витражному мастерству, такой официальный титул министерство труда страны каждый год присуждает на конкурсной основе профессионалам, которые используют ручной труд.

Рассказывая, моя собеседница проверяет, как идут дела у помощницы, и показывает мне, как работают по стеклу в технике гризайль. Это монохромная живописная техника: чаще всего используют белую, серую или коричневую краски.

Сначала Каролин насыпает коричневую краску-порошок на стекло. Под стеклом лежит рисунок, с которого будут делать витраж. Далее мастер наливает на краску немного воды. Затем кисточкой обводит контур рисунка и с помощью мягких кистей – у Каролин их целый набор – снимает лишние слои краски. 

«Пока рисунок не обожжен в печи, с порошком можно работать кистью. Объем и эффекты света и тени создаются за счет того, что мы удаляем краску, – рассказывает она. – После того как нанесли основной рисунок, мы обжигаем стекло и затем снова наносим краску – на этот раз уже более темную».

Изящная, вся в черном, с каре как у Шанель, в жокейских сапогах, Каролин – воплощение настоящей парижской художницы. Ее мастерская, Atelier Saint Didier, находится на одноименной улице в XVI округе Парижа.

«В основном я работаю со стеклом Verrerie Saint Just, которое производит французская компания Saint Gobain. Раньше сотрудничала еще с немецкими и польскими производителями. Жаль, что цветовая гамма очень сильно сократилась: цветное стекло дорого производить, – признается она. – Двадцать лет назад можно было найти десятки оттенков синего, зеленого, красного. Сейчас продают в основном нейтральные. Боятся, что не смогут реализовать необычные цвета и они потом будут пылиться на складе».  

Помимо гризайли, Каролин работает в технике витражной эмали – и получается цветное стекло. «Мы используем краску, которая делает рисунок, к примеру, матовым, а также золотой или серебряный порошок». 

После того как роспись стекла закончена, его обжигают в муфельной печи, где краска уже становится частью стекла. Среди вещей, выходящих из мастерской, – межкомнатные перегородки, оконные витражи, двери, эркеры, ширмы, столы, полки.

Вспоминая наиболее интересные и сложные заказы, Каролин показывает фото крупного витража, который мастерская делала для бутика Lancel по мотивам иллюстрации, предоставленной самой компанией. На ней изображена девушка в длинном колье, одетая и стриженная по моде 1930-х годов. Колье, рассказывает Каролин, собирали из отдельных круглых кусочков-кабошонов, вставленных в основной витраж. Поэтому витраж кажется чем-то очень хрупким и мимолетным. 

Но, по словам моей собеседницы, «как только зафиксировали краску на стекле, ее уже невозможно снять. Наши витражи один в один как на готических соборах, и эта техника не изменилась со времен Средневековья. А уход за ними абсолютно такой же, как и за обычным стеклом. Чаще всего витражи действительно оконные, их фиксируют на уже имеющуюся стеклянную перегородку или на окна, добавляя силиконовый герметик». 

Каролин работает в основном с дизайнерами интерьера, эскизы витражей делает сама, рисуя их кистью. После того как эскиз утвержден, готовят бумажные шаблоны для витража, уже в натуральную величину. Каролин ведет меня в отдельную комнату, где над гигантским листом ватмана, как минимум вдвое больше, чем те, что инженеры раньше использовали для чертежей, склонилась Луиза, помощница Каролин. Луиза переносит первоначальный эскиз на ватман. 

Стоимость изготовления витражей в Atelier Saint Didier начинается от 2000 евро за квадратный метр

У каждой части рисунка, которой соответствует отдельный кусочек стекла, есть номер. После того как эскиз перенесли на ватман, его разрезают в местах, где будут соединения витражей, тройными ножницами, оставляющими промежуток шириной несколько миллиметров – этот промежуток соответствует металлическому профилю, на который крепится стекло. 

В Atelier Saint Didier используют свинцовый профиль с несколькими углублениями с разных сторон. Затем по шаблонам, как по выкройке, режут стекло. Помощницы Каролин работают роликовым стеклорезом, сама она режет алмазным стеклорезом, «как учили в школе». После каждого разреза стекло разламывают и оставляют на бумажном макете.  

Процесс очень похож на то, как в ателье создают платье: сначала эскиз, потом макет, потом бумажная выкройка, состоящая из пронумерованных частей, затем по выкройке из ткани вырезают кусочки платья и составляют их в единое целое.  

Стоимость витражей в Atelier Saint Didier начинается от 2000 евро за квадратный метр. Каролин Прежермен сотрудничает с французскими архитекторами, у нее также есть проекты в Вене, Нью-Йорке, на Ближнем Востоке. За границу витражи отправляют профессиональные упаковочные компании – они помещают стекло в пленку, пенопласт, ящики, так что риска разбить ценный груз нет.

Читайте также