Новый адрес: Малая Никитская, 29

История улицы от Суворова и Чайковского до советских поэтов-фронтовиков

Сегодня уже только старожилы помнят, что некогда Малая Никитская улица носила имя великого русского актера Василия Ивановича Качалова. А уж о том, что ее историческое название несет особый смысл, знают только историки – ведь улица по сути дублирует Большую Никитскую улицу на отрезке от Никитских Ворот до Садового кольца.

Между тем Малая Никитская улица появилась еще в XVI веке. Прямая, тихая – «не зря ее издревле облюбовали представители знатных боярских, а потом дворянских родов – Романовы, Долгоруковы (Долгорукие), Нарышкины и другие», – читаем в книге Юрия Федосюка «Москва в кольце Садовых».

С конца XVIII века здесь начинают активно строиться особняки. Да какие! Так, например, за сквером с памятником А. Н. Толстому расположился дом № 13, некогда принадлежавший великому полководцу А. В. Суворову.

В доме № 21, чья дата постройки приходится на 1853 год, летом 1918-го открылся «Театр четырех масок» Форрегера, в котором выступали молодые актеры Игорь Ильинский и Анатолий Кторов.

Под крышей дома № 27 в 1900-х годах помещалась квартира выдающегося химика В. В. Марковникова, где собирался весь цвет научной интеллигенции тогдашней Москвы – профессора К.А. Тимирязев, И.А. Каблуков, В.Ф. Лугинин и др.

В трехэтажном угловом доме № 35 в 1874–1875 годах жил и творил П.И. Чайковский. «Композитор вообще любил тихую Малую Никитскую, – уточняет Юрий Федосюк. – До того он год прожил во флигеле дома № 21 (не сохранился)».

Да, список жильцов Малой Никитской поражает изобилием знакомых имен. Но сегодня мы поговорим о доме 29, являющемся частью усадьбы генерал-майора П.Н. Бахметьева, и его обитателях.

Планировка этого участка практически не менялась до 1909 года, когда на месте старых одноэтажных ветхих строений был построен жилой дом по проекту архитектора О.Г. Пиотровича.

Ольгерд Густавович Пиотрович считается наиболее востребованным и результативным строителем многоквартирных доходных домов среднего класса. На его счету около сорока зданий в центре города и более сотни – на окраине, сообщает портал «Моя Москва». По мнению искусствоведа М.В. Нащокиной, «работы О.Г. Пиотровича определили облик Москвы в начале ХХ в. Дома Пиотровича, не будучи памятниками, имеют очень большую архитектурную и историческую ценность».

А что же жильцы дома № 29? Оказывается, именно с этим зданием тесно связаны судьбы двух известных отечественных литературных деятелей. Это Борис Львович Яглинг, прозаик, публицист, драматург, военный драматург и сценарист (фильм «День нового мира»), а также Илья Львович Френкель — поэт, прозаик (книга воспоминаний «Река времен»), военный журналист, автор текстов знаменитых песен «Заводы, вставайте!», «В защиту мира», «Давай закурим!».

В столичном Главархиве хранятся личные фонды Бориса Яглинга и Ильи Френкеля, поэтому мы можем подробно рассказать о жизни этих выдающихся людей.

Борис Яглинг, сообщает портал mos.ru, родился 31 марта 1909 года в Ростове-на-Дону и уже в 14 (!) лет начал активно сотрудничать с газетой «Молодой рабочий», а также посылал свои очерки, рассказы и статьи в московские журналы. В 1930 году там же, в Ростове-на-Дону, вышла его первая книга – «Коммунары моря».

Далее были годы редакционной работы в качестве корреспондента, редактора, заведующего организационно-массовым сектором в региональных СМИ. А В 1932 году, уточняет mos.ru, Яглинга пригласили на работу в Москву в редакцию журнала «Наши достижения», который основал и возглавлял тогда Максим Горький.

Несмотря на большой объем внутриредакционной работы, Борис Яглинг продолжал писательскую деятельность: так, в 1939 году в издательстве «Молодая гвардия» была издана его художественно-публицистическая книга «Военная тайна» о разведке и контрразведке.

В годы войны Борис Яглинг служил на Северном флоте. Будучи специалистом по военно-морской журналистике (он окончил специальные курсы при морском факультете Военно-политической академии имени В. Ленина), Яглинг активно работал в редакциях североморских многотиражных газет: «В атаку», «Краснофлотец». Тогда же были изданы и его новые книги – «Подводники Севера», «Краснознаменная Д-3», а также пьесы «Северянка» и «Североморцы».

После демобилизации в 1945 году Борис Яглинг плодотворно сотрудничал с «Воениздатом», «Совинформбюро», издательством «Молодая гвардия» и «Литературной газетой». Но не забывал и свой родной Северный флот: в 1947 году журналист создал повести о подводниках-североморцах «Поход «Северянки» и «Под перископом», которые вышли уже после его смерти...

Другой наш герой, Илья Львович Френкель, хорошо знаком старшему поколению россиян благодаря своей знаменитой песне «Давай закурим!».

«Давай закурим!», самая известная песня на стихи Френкеля, обрела всенародную популярность после ее исполнения Клавдией Шульженко в 1943 году

Однако мало кто знает, что Френкель был не только замечательным поэтом, но и талантливым переводчиком. Именно он первым перевел на русский язык ряд стихотворений Мусы Джалиля из «Моабитской тетради», сообщает mos.ru. В числе его других работ – переводы стихотворений Михая Бенюка, Емилиана Букова и других поэтов.

Во время Великой Отечественной войны Илья Френкель работал специальным корреспондентом фронтовых газет, неоднократно оказывался на передовой и участвовал в боевых операциях. Особое место в архиве Френкеля занимают снимки, сделанные во времена военной кампании Красной армии.

А еще Илья Френкель стоял у истоков массовой советской песни – именно на основе его текстов были созданы хорошо известные многим «Марш связистов» и «Одесский порт», вошедший в репертуар великого Леонида Утесова.

Но самой известной песней на стихи Френкеля все-таки по праву можно считать «Давай закурим!», которая обрела широкую известность после ее исполнения Клавдией Шульженко в 1943 году. Музыку к песне сочинил композитор Модест Табачников, который познакомился с Ильей Френкелем на фронте.

После окончания войны Илья Френкель продолжил свою литературную деятельность. Подробнее узнать о его творческой жизни можно в Главархиве Москвы.

А вот у пятиэтажного здания за номером № 29 по Малой Никитской улице судьба сложилась довольно своеобразно: здание не является объектом культурного наследия, поэтому после реконструкции дом превратился в типовой бизнес-центр.

Правда, справедливости ради стоит отметить, что его арендаторам крупно повезло: строение № 29 расположено рядом с домом-музеем Чехова, музем-квартирой Горького, театром на Малой Бронной, Московским планетарием и Московским зоопарком. Это ли не счастье – работать в таком культурном окружении?

При подготовке текста использованы материалы mos.ru, osobnyaki.com, iknigi.net, dom.gorod-moskva.ru

Читайте также