В гостях у гения

Ранчо, спроектированное величайшим архитектором 20 века, выставлено на продажу

Говорят, если человек талантлив, он талантлив во всем. Эта формулировка однозначно применима к Фрэнку Ллойду Райту, архитектору поистине космического уровня, чье имя само по себе давно уже стало символом мировой архитектуры. И не только ее, кстати: Райт умудрился приложить руку к интерьерам и предметам дизайна!

Фрэнк Ллойд Райт родился 8 июня 1867 года в Ричленд-центре (США, штат Висконсин). Его мать была учительницей, поэтому занималась образованием юного Фрэнка самостоятельно. И профессию ему она тоже подобрала сама: женщина пребывала в полной уверенности, что мальчику суждено стать архитектором, поэтому с младых ногтей снабжала его соответствующими книгами и иллюстрациями самых интересных архитектурных сооружений мира.

Свою роль в выборе профессии сыграл и конструктор «Дары Фребеля», который мать подарила Райту-младшему на день рождения: ребенок мог часами строить домики различной конфигурации.

Кстати, в автобиографии Райта 1932 года упоминаются многие его игрушки, и все они весьма специфические: «структурные фигуры, которые можно сделать из гороха и маленьких прямых палочек», «гладкие, красивые кленовые блоки, из которых можно строить...». Но, как считается, именно увлечение конструктором предопределило будущее знаменитого креатора.

Как бы то ни было в возрасте 15 лет Фрэнк Ллойд Райт поступил в Висконсинский университет в Мэдисоне. Курса архитектуры в этом учебном заведении не было, поэтому Райт изучал гражданское строительство.

Правда, учеба там длилась недолго: юноша бросил высшую школу, после чего предпринял еще пару попыток поучиться в архитектурных бюро Чикаго. Первым его работодателем стал друг семьи, архитектор Джозеф Лайман Силсби, но во что вылилось это сотрудничество, история умалчивает.

Зато известно, что уже в 1887 году у Райта появилась возможность попробовать свои силы на очень солидном уровне – ему предложили разработать дизайн интерьера и детали декора для известной архитектурной фирмы Адлера и Салливана.

Проект стал для молодого человека стартовой точкой в мире большой архитектуры: впоследствии именно архитектора Луи Салливана, – основателя знаменитой «чикагской школы», а также создателя одного из первых небоскребов Америки, – Райт называл своим Мастером.

Заказы потекли рекой. Но Райт успевал все: влюбиться, жениться, завести шестерых (!) детей, и даже поссориться с Салливаном! Время от времени он «подрабатывал» на стороне и Мастеру это не понравилось, поэтому Фрэнку пришлось открыть собственную архитектурную студию и школу при ней.

За свою 70-летнюю карьеру Фрэнк Ллойд Райт спроектировал более тысячи зданий – а это не только дома, но также офисы, церкви, школы, библиотеки, музеи и даже мосты. Почти 500 из его проектов были завершены, более 400 функционируют и поныне.

Инновационным в работах этого человека было буквально все: он ратовал за использование сборных железобетонных блоков с армированием, панельное отопление, использование кондиционеров, а также рассеянное освещение.

А еще он предлагал отталкиваться в проектировании прежде всего от ландшафтных условий, пробовал себя в дизайне мебели, в графическом искусстве и в работе с витражами. Достаточно упомянуть, что им выполнено более 4000 работ из свинцового стекла, окна и двери его авторства украшают более чем 150 из построенных им же зданий.

Любопытно, что затевая тот или иной проект, Фрэнк совершенно не думал о деньгах – экономия не была его сильной стороной. Он пребывал в постоянных поисках – новых форм, конструкций, нестандартных идей. И подчас смелые решения и отчаянные эксперименты Райта настолько повышали стоимость объекта, что некоторые нововведения ему приходилось оплачивать из собственного кошелька.

Многие из творений Райта стали культовыми, как, например, Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке (1959 г.). Или «Дом над водопадом», он же «Резиденция Кауфманн», построенный в лесах Пенсильвании в 1935 году (эксперты называют его самым впечатляющим примером знаменитой «органической» архитектуры Райта).

Его проекты, идеи и исследования, вылившиеся в ряд статей и книг, оказали влияние на многих архитекторов мира, однако сам Райт получил свою первую серьезную официальную награду лишь в 1949 году – это была премия Американского института архитекторов (AIA).

Но, судя по всему, архитектора такой расклад событий волновал мало. Он нашел для себе еще одну прекрасную отдушину – автомобили. «Свой первый автомобиль Фрэнк Райт приобрел в 1909 году, – читаем на сайте Novate.ru. – Это был экстравагантный гоночный Stoddard-Dayton, который соседи прозвали «Желтым дьяволом», ведь он так ревел, что не давал покоя всей округе! При этом Фрэнк не только восхищался столь полезным изобретением, но и слыл знатным лихачом. По сведениям авторов, ему чуть ли не каждый день приходили штрафы за превышение скорости»!

В итоге Райт собрал солидную коллекцию самых разных марок авто. Были там и модели, сделанные под заказ. И коль скоро есть автомобиль, то почему бы не спроектировать гараж под него? Сказано – сделано: «он очень быстро смекнул, что его обеспеченные клиенты рано или поздно станут автолюбителями».

Правда, реализованных проектов исследователями творчества Райта обнаружено не так уж много: шоу-рум для Mercedes-Benz на Парк-авеню в Нью-Йорке и автозаправка в Миннесоте. «Парк отдыха для автомобилистов Gordon Strong Automobile Objective так и остался на бумаге», – уточняет Novate.ru.

Одним из последних проектов Фрэнка Ллойда Райта стал величественный дом на ранчо в Лос-Баносе, Калифорния, известном также как «Ферма Фосетта». Здание, сочетающее в себе элементы стиля модерн середины прошлого века со стилем «школы прерий» Райта, было завершено через два года после смерти архитектора в 1959 году.

В доме семь спален и шесть ванных комнат. Благодаря грамотному геометрическому решению, стеклянным стенам с деревянными рамами и характерной плоской крыше с нависающими карнизами дом внушителен, легок и уникален.

Открытая планировка объединяет гостиную, столовую и семейные зоны. Классические деревянные встроенные элементы, включая шкафы, стеллажи и сиденья, продолжают геометрическую тему проекта.

На территории ранчо есть великолепный встроенный бассейн, а также самый настоящий японский сад, пруд с карпами и водопадом и даже небольшой музей.

Но самое интересное в другом: основная часть владений отведена под... пахотные земли, что дает возможность для коммерческого сельскохозяйственного производства. Дело в том, что местечко Лос-Банос в долине Сан-Хоакин известно своими плодородными сельхозугодьями. А, следовательно, любители сельской идиллии получат возможность попробовать свои силы на богатых землях.

Бонусом идет наличие по соседству обширного комплекса сохранившихся водно-болотных угодий – настоящий рай для водоплавающих птиц, а также рыбаков, охотников и орнитологов!

Остается лишь добавить, что поместье, тщательно отреставрированное владельцами совместно с внуком Фрэнка, архитектором Эриком Ллойдом Райтом, выставлено на продажу за 4,25 млн долларов.

P.S. У Фрэнка Ллойда Райта было семь детей: три сына и четыре дочери. И двое из них – Фрэнк Ллойд Райт-младший и Джон Ллойд Райт, – тоже стали архитекторами. А вот внучка Ллойда-старшего, Энн Бакстер, предпочла иную стезю. Она стала актрисой, звездой голливудских фильмов, бродвейских постановок и телесериалов – и вошла в историю мирового кинематографа, получив не только «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана, но и «Золотой глобус» (также за лучшую женскую роль второго плана).

При подготовке использованы материалы Novate.ru, Udomspb.ru, Archidizain.ru, bel-besedka.by, Scjohnson.com

Читайте также