Лувр в Абу-Даби приглашает пройтись по дорогам Аравии

Выражение «идти своей дорогой» вовсе не синоним индивидуализма, доказывает новая одноименная выставка

Лувр Абу-Даби, принявший первых посетителей в ноябре 2017 года, отметил годовщину со дня открытия символичной выставкой «Дороги Аравии: Археологические сокровища Саудовской Аравии», подготовленной совместно археологами и кураторами из ОАЭ, Саудовской Аравии и Франции.

«Дороги Аравии» — это обращение к корням, культурным истокам, которые питают Аравийский полуостров. Эта выставка адресована в равной степени и местной, и международной аудитории. «Ключевое слово для понимания концепции нынешнего сезона в Лувре Абу-Даби — обмен, — рассказывает куратор выставки и директор Лувра Абу-Даби по научной работе Сурайя Нуджаим. — Мы исследуем связи Аравийского полуострова с другими государствами — культурные, торговые и экономические, религиозные. Наша цель — продемонстрировать, что у каждой страны есть и свой собственный путь, и общая дорога, по которой мы идем с другими странами, народами, культурами».

Выставку, которая продлится до середины февраля, открывают каменные изваяния животных — самые древние скульптуры, найденные археологами на территории Аравийского полуострова, они датируются 8100 до нашей эры.

Экспозиция разделена на пять разделов, посвященных истории Аравийского полуострова в разных ее аспектах: эпоху ранних доисторических поселений; историю мореплавания; торговые пути караванов, соединявшие регион с Азией, Месопотамией и Средиземноморьем; маршруты паломничеств к святыням, прочерченные в 7 веке н. э.; и социально-экономическое развитие в период с XIV по XVI век, положившее начало становлению современного региона. В числе самых ценных экспонатов — антропоморфные стелы с выгравированными на них изображениями человека, древнейшие монументальные изваяния в регионе.

Центральные экспонаты зала, посвященного религиозному паломничеству — красивейшая кованая дверь священной Каабы и ключ от нее. Кааба — одна из важнейших мусульманских святынь, расположенная во внутреннем дворе мечети Аль Харам в Мекке, известной также как Заповедная мечеть. Выстроенная в виде куба, Кааба, согласно предписаниям Корана, принимает в своих стенах паломников, участвующих в хадже. В переводе с арабского «кааба» означает «высокое место, окруженное уважение и почетом». В этом же зале собраны могильные плиты, на которых начертаны имена паломников, ушедших из жизни во время хаджа, по дороге в Мекку.

Ближневосточные кураторы выставки рассматривают ее как возможность преодолеть стереотипы, существующие в отношении региона в западном мире. «Аравия никогда не была герметичным регионом, напротив, мы с древних пор открыты миру, и археологические находки дают тому множество подтверждений, — говорит Али аль Габбан, профессор археологии, консультант ряда музеев Саудовской Аравии. — Наши связи простирались до Греции и Индии. Убедительный пример — так называемые «маршруты благовоний».

«Еще один предрассудок касается притеснения женщин, —продолжает археолог. —Вспомните, Древней Ассирией правили женщины, знаменитые ассирийские царицы вошли в историю, в числе которых знаменитая Семирамида». Исправить имидж закрытой страны в Саудовской Аравии решили на уровне государства: со следующего года страна вводит новую категорию виз —туристические, без существования которых даже разговор об открытости превращается в пустой звук.

Выставкой «Дороги Аравии» Лувр Абу-Даби отметил годовщину со дня открытия. Этому же событию был посвящен концерт, собравший на одной сцене более 80 музыкантов и танцоров из стран, с которыми у ОАЭ существуют давние культурные или экономические связи — Саудовской Аравии, Египта, Марокко, Индии, Китая, Индонезии, Эфиопии. Артисты выступали в национальных костюмах и исполняли фольклорные произведения, вобравшие в себя культурное своеобразие каждой страны. Концерт сопровождался синхронным выступление тунисского художника-каллиграфа Кума. Созданные им изображения транслировались на пол и стены зала. Символично, что на протяжении всего концерта все исполнители вместе находились на сцене, и поочередно выходили в центр, когда приходило их время выступать. Красивый пример объединяющей силы искусства.

Читайте также