Оказаться в сказке: гуляем по Саду чудовищ

Все скульптуры в нем подарены нам воображением средневекового герцога Вичино Орсини

Ты, вошедший сюда, смотри и решай, зачем сделаны эти чудесные вещи: ради обмана или ради искусства» – эти загадочные строки приветствуют посетителей Священного леса Бомарцо, больше известного под названием «Сад чудовищ», одного из самых удивительных парков мира, устроенного в период Позднего Возрождения. Стихи высечены на установленном у входа постаменте из туфа, материала, характерного для местности между Римом и озерами Больсена и Браччано, заселенной когда-то древними этрусками.

Расположенный здесь замок Бомарцо, возведенный в XIV веке и достроенный семьей Ланте делла Ровере в середине XVII века, большой культурной ценности не имеет. Его облик, практически неотличимый от соседних домов, был, однако, создан талантливым архитектором. Некоторые считают, что это Джакомо Бароцци да Виньола, но письменных доказательств на сей счет нет.

Впрочем, интерес, который вызывает это небольшое поселение, связан не с залами замка, украшенными фресками, не со скульп­турными нишами и не с красочными орнаментами, а с той душой, тем языческим духом, которые обитают в странных каменных фигурах здешнего парка.

«Искусство или обман?» – каверзный вопрос у входа выдает живой нрав задавшего его человека. Это Вичино Орсини, автор и создатель парка, законченного в 1585 году. Представитель одного из самых родовитых римских семейств того времени, кондотьер, сражавшийся под знаменами папы Павла III в Германии и Фландрии, Вичино родился 4 июля 1523 года и получил имя Пьер Франческо. Ценитель литературы, музыки и искусства, он приобрел славу утонченного и образованного гуманиста, «доброго господина», как назвал его современник – итальянский писатель Аннибале Каро. Его увлечение неизведанным и загадочным, восхищение временами легендарных героев и рыцарей как нельзя лучше отра­зились в созданном им парке, наполненном словно бы в беспорядке разбросанными тут и там загадочными скульп­турами из туфа.

«Отдыхая, душа становится мудрее», – гласит одна из многих надписей в саду

Оставив интриги и заговоры папского двора, герцог Вичино Орсини в 1556 году удалился в Бомарцо, чтобы посвятить жизнь и богатство созданию парка. Его не устраивали лабиринты, ренессансные и ботанические сады. Вместо этого он попросил архитектора Пирро Лигорио взять за основу сказочные леса, описанные в мифах и поэмах, где была так возможна встреча с волшебством.

«Волшебство» по-итальянски – fata (от латинского fatum – судьба): неожиданная встреча, способная изменить жизнь. Статуи, скульптуры и строения, разбросанные по Священному лесу Бомарцо, безусловно, изменили жизнь самого Вичино и последующих поколений, связав его наследие с неподдающимся расшифровке посланием, оставленным в парке.

В отличие от гармоничных парков «в итальянском стиле», объекты Бомарцо далеки от пропорций и последовательностей, дающих симметрию. Обелиски с загадочными надписями, скамейки, ниши, фонтаны, строения, храмы и статуи напоминают героев забытой сказки, которую посетитель каждый раз придумывает сам.

Вдохновленные, вероятнее всего, фантастическими поэмами Бернардо Тассо, отца знаменитого Торквато Тассо, эти скульптуры возникают неожиданно, словно из-под земли, и выглядят так, будто их изваяла сама природа без всякого участия человека. Между тем причудливость статуй и продуманное расположение всех фантастических существ вдоль дорожек парка свидетельствует об обратном, а именно о четко выстроенном Вичино сюжете и точной последовательности фигур. Сегодня трудно разгадать его замысел, но ясно, что он хотел создать символический маршрут из реальности в таинственный мир волшебства и мечты. «Механизм чувств», как сказал историк искусств Бруно Дзеви.

В Священном лесу множество необычных существ. Встречает посетителя великан по имени Орландо. Имя скульптуре дал сам Вичино в память о герое поэмы Лудовико Ариосто «Неистовый Орландо» (или «Неистовый Роланд». – Прим. перев.), который сходит с ума и начинает совершать безумные поступки. А вот слон с башенкой и погонщиком на спине – он поднимает хоботом пленного солдата. Есть предположение, что это намек на животное, подаренное папе Льву X португальским королем. «Романтического дракона» описал Бернардо Тассо в своей поэме «Амадис». Фурия – женщина с драконьим хвостом – не менее загадочна, чем черепаха с обелиском на спине. Часто из земли вырастают головы чудовищ, за которыми скрываются фонтаны или каменные скамьи. Среди зелени одиноко высится погребальный храм, посвященный памяти первой жены Вичино, Джулии Фарнезе, предположительно работы Виньолы. Этрусский орнамент соседствует здесь с изображением знаков зодиака в соответствии с их положением в Солнечной системе.

«Ogni pensiero vola» («Уходят все раздумья») – эта фраза начертана на пасти Orco Orrendo, страшного великана, ставшего одной из главных достопримечательностей парка. Что это – отсыл к надписи на вратах дантовского ада: «Оставь надежду всяк сюда входящий»? Или призыв оставить все печали и беды за оградой парка, позволив волшебству полностью завладеть сознанием или даже стать навязчивой идеей? За широко открытым ртом, пустыми глазницами и лицом, на котором застыло свирепое выражение, скрывается помещение квадратной формы со стороной 4,25 м, где стоит стол со скамьями. Подобные временные укрытия не редкость в саду, взять хотя бы знаменитый падающий дом. Считается, что он часто служил пристанищем самому Вичино и его другу Кристофоро Мадруцци, епископу и герцогу Тренто, которые любили отдохнуть в нем во время совместных прогулок, чтобы не спеша обсудить занимавшие их философские вопросы.

Современных туристов посещение дома пугает: едва заходишь внутрь, как ощущаешь, что стены, двери и окна словно сжимают тебя со всех сторон. Вичино был бы доволен подобным эффектом. Впрочем, своим «подвешенным» состоянием дом обязан вовсе не оригинальности Вичино, а самому обыкновенному обвалу грунта.

На протяжении многих веков парк оставался заброшенным. В 1950-х годах его приобрела итальянская супружеская пара Джанкарло и Тина Севери Беттини. После проведенных супругами реставрационных работ Сад чудовищ в 1954 году был открыт для публики. Сегодня он часть проекта Grandi Giardini Italiani («Великие итальянские сады»). К парку можно в полной мере отнести философскую идею «возвышенного», высказанную британским мыслителем Эдмундом Берком через два столетия после его создания: только неожиданное, асимметричное, загадочное, страшное и неизмеримое может поразить нас и перенести в другое измерение. В Священном лесу, этом новом для себя измерении, посетители смогут разделить взгляды Вичино, признав, что, как гласит одна из надписей, «Animus quiescendo fit prudentior ergo» («Отдыхая, душа становится мудрее»).

Фото: Getty Images/ Alamy; Legion Media/ Age Photostock; East News

Из архива «Как потратить»

Читайте также