Как семья Мариотт создала систему глобального гостеприимства

Джон Уиллард Марриотт и его сын построили сотни отелей и дали людям возможность вдали от родины чувствовать себя как дома

Любопытно, что начинался бизнес вовсе не с гостиниц, а с… газировки! За уличными стендами с безалкогольными напитками логично последовали предприятия фастфуда. Причем главную «фишку» фастфуда – систему обслуживания клиентов прямо в машинах (drive-in) – придумали, вопреки всеобщему заблуждению, не в системе McDonald’s, а лично Джон Уиллард Марриотт-старший! Позже он первым же додумался и до организации корпоративного питания и бортового питания для авиапассажиров. И только потом начал покупать и строить отели.

Сектор газа

Джон Уиллард Марриотт-старший родился 17 сентября 1900 года на отцовском ранчо близ города Огдена, что в «мормонском» штате Юта. Родители Билла (как его все звали в детстве), воспитавшие восьмерых детей, сами были мормонами, а фамилию Марриотт носили все члены их религиозной общины.

Свой рабочий стаж Билл открыл в раннем детстве, сажая и убирая сахарную свеклу и следя за скотиной на ранчо. Позже он вспоминал: «Отец научил меня чувству мужской ответственности. Он говорил, что нужно сделать, но никогда – как именно. До этого мне всегда приходилось доходить самому».

Воспитанные сызмальства самостоятельность и умение принимать решения позволили юному Марриотту начать свое первое дело аж в 13-летнем возрасте. Организовав нечто вроде семейного подряда, он вырастил салат на диком участке фермы и сам же продал урожай на ярмарке. Свой первый «навар» – $2 тысячи – юный бизнесмен отдал отцу, и на следующий год тот доверил смышленому отпрыску еще более серьезную деловую операцию. Нужно было переправить в Сан-Франциско товарняком стадо в 3 тысячи овец для продажи – и 14-летний подросток в одиночку справился с этим нелегким делом.

Хотя к тому времени Билл Марриотт уже твердо решил, что труд «на землице» – не для него. Вспыхнувшая в сельском пареньке охота к перемене мест еще более усилилась после путешествия через всю страну – на Восточное побережье, в Новую Англию, куда молодой мормон был отправлен на два года с религиозной миссией. Закончив с миссионерством, он в 1921 году вернулся домой с твердым намерением заполучить заветный диплом. Марриотт окончил колледж, а затем и университет штата в Солт-Лейк-Сити. Деньги на учебу приходилось зарабатывать самому. Благо работоспособности мормону-трудоголику было не занимать, и он брался за любую работу. К примеру, каждое лето успешно торговал шерстяным бельем, сбывая его строителям Северо-Восточно-Тихоокеанской железной дороги.

Наконец с долгожданным университетским дипломом в кармане молодой Марриотт решил открыть собственный бизнес – и не где-нибудь, а сразу в столице! Во время своей миссионерской деятельности ему случилось посетить Вашингтон, причем летом, когда в городе от духоты и смога невозможно было дышать. Уже тогда в голове Марриотта мелькнула идея, что летний Вашингтон – идеальный рынок для торговли прохладительными напитками! В частности, традиционным американским root beer – безалкогольным напитком, настоянным на корнях и листьях сассафраса (местного кустарника семейства лавровых). По вкусу отдаленно напоминает наш квас.

Оставалось лишь убедить фирму-производителя A&W Root Beer уступить мормону на условиях франчайзинга столичный Вашингтон вкупе с крупными центрами по соседству – Балтимором и Ричмондом. Марриотту это удалось, и весной 1927 года он окончательно перебрался на Восточное побережье.

Брак по-американски

Взяв вместе с партнером кредит на $6 тысяч для закупки оборудования и аренды помещения, экс-миссионер 20 мая 1927 года открыл свое первое заведение по продаже «американского кваса» в розлив. По правде говоря, это был всего лишь уличный киоск – стойка плюс девять высоких барных табуретов. Но лиха беда начало.

День для старта нового бизнеса оказался удачнее некуда. Вся Америка с замиранием сердца следила за историческим стартом летчика Чарлза Линдберга, решившего в одиночку перелететь Атлантику, и от желающих промочить горло ледяной газировкой не было отбоя. Вскоре у партнеров хватило денег и на возврат кредита, и на «апгрейд» их киоска в летний ресторанчик Hot Shoppe.

Во времена Великой депрессии Марриотту пришлось продать свои заведения, но из бизнеса он уходить не собирался и на вырученные деньги тут же открыл два новых ресторана

Но до этого Марриотту в июне 1927 года пришлось отлучиться в родную Юту, чтобы «запустить» дело не менее важное: в Солт-Лейк-Сити он женился на однокурснице Элис Шиитс. Их медовым месяцем стала долгая поездка из Юты назад в Вашингтон на старенькой фордовской «Модели Т», купленной женихом перед самой свадьбой.

Брак оказался удачным во всех отношениях. Эллис не только подарила Марриотту двух сыновей, но еще и оказалась «девушкой из хорошей семьи». Жена была падчерицей крупной шишки в мормонской общине и по совместительству сенатора от штата Юта. Так что у молодого бизнесмена сразу же образовались полезные связи не только в родном штате, но и в столичном Вашингтоне.

Последующие без малого шесть десятков лет – до самой смерти в 1985-м – Джон Уиллард Марриотт не знал слова «отдых». Его империя – сначала ресторанная, а затем и гостиничная – росла и ширилась, и каждую новую точку владелец всего этого хозяйства лично выбирал и ставил на ноги. Марриотт относился к тому типу руководителя, который все должен проверить сам, не полагаясь на подчиненных. И даже отойдя от дел в 1972 году и переложив бразды правления на плечи старшего сына, о тихом заслуженном отдыхе слышать не хотел. Отец-основатель по-прежнему постоянно наведывался в рестораны и отели своей сети, разбросанные уже по всему миру, чтобы лично убедиться, как идут дела.

Но это – в будущем. Пока же, в 1929 году, три купленных к тому времени одноименных ресторана стали активами корпорации Hot Shoppe, зарегистрированной в штате Делавэр.

В 1937 году Марриотт создал систему бортового питания на авиалиниях, а двумя годами позже – и систему корпоративного питания

И тут случились два события, чуть было не ставшие фатальными не только для удачно начатого бизнеса, но и для жизни его основателя. Первым, как нетрудно догадаться, был знаменитый крах Нью-Йоркской биржи в октябре 1929-го и последовавшая за ним затяжная Великая депрессия. Не миновал каток кризиса и владельца ресторанной сети Hot Shoppe – лопнувший банк унес с собой $8 тысяч личных сбережений ее владельца. Сумма в те годы немалая, и Марриотту пришлось продать все три заведения. Но из бизнеса он уходить не собирался и на вырученные деньги тут же открыл два новых ресторана – но в других, тщательно «просчитанных» местах. Даже в кризисные времена люди все равно где-то обедают и ужинают, и сетевые рестораны с их низкими ценами и привычным меню доказали свою жизнеспособность и в годы Великой депрессии.

А второй трагической новостью стал приговор врачей, обнаруживших у Джона Уилларда Марриотта рак лимфатических узлов. Ему давали от полугода до года жизни, однако у бывшего миссионера и начинающего бизнесмена были другие планы. Сам он считал, что справился с неизлечимой болезнью с помощью индейской «народной медицины», знакомой еще по детским годам в Юте, а также благодаря небесному заступничеству, о котором денно и нощно молились пастыри его общины. Как бы то ни было, Марриотт на целых полвека пережил срок, отпущенный ему врачами.

И не просто прожил эти полвека, а еще и обогатил мир корпоративной Америки несколькими удачными изобретениями.

Ланч-бизнес

Именно Джон Уиллард Марриотт в 1937 году создал систему бортового питания на авиалиниях, организовав первый пункт обслуживания авиакомпаний Eastern, American и Capital на старом столичном аэродроме имени Гувера (сейчас на этом месте расположен комплекс Пентагона). А двумя годами позже – и систему корпоративного питания, открыв кафетерии на предприятиях министерства обороны. И, наконец, систему ресторанов быстрого обслуживания drive-in (где можно было «заправиться», не покидая машины)! Именно ему принадлежит идея создания сети придорожных кафе и ресторанов быстрого обслуживания на крупнейших автомагистралях. Первое такое заведение появилось в 1955-м – за два десятилетия до первого McDonald’s «на колесах».

Все три новшества имели большой резонанс в Америке, что способствовало избранию их автора президентом Национальной ресторанной ассоциации в 1948 году. Через пять лет компания Hot Shoppe стала публичной, и первая эмиссия акций по $10,25 разлетелась за два часа после начала продаж. А еще спустя 11 лет компания сменила название на Marriott-Hot Shoppes, Inc., и в том же году президентский пост занял 32-летний Джон Уиллард Марриотт-младший, которого все также по традиции зовут просто Биллом. И наконец, в 1967 году в названии корпорации осталась только семейная фамилия.

После этого Marriott Corporation покупала, покупала и покупала. Отдельные рестораны и целые сети предприятий общепита – популярные в Америке «семейные рестораны» сети Big Boy, фастфудные Roy Rogers и Gino’s, «аэропортные» системы Host International… К середине 1980-х ресторанная сеть Marriott уступала по количеству точек только McDonald’s, но, в отличие от последней, предоставляла своим клиентам широкий ассортимент заведений – от фастфуда до настоящих ресторанов. А что касается ресторанного бизнеса в целом (включая организацию системы авиапитания и корпоративного питания), то к 1986 году Marriott стала безусловным лидером этой отрасли не только в Америке, но и в мире.

Но, как оказалось, главный успех ждал Marriott на другом направлении – в гостиничном бизнесе. Первый мотель компания приобрела еще в 1957-м – это был Twin Bridges Marriott Motor Hotel в столичном пригороде Арлингтоне. А за последующие полвека счет отелям с фирменной фамилией Marriott пошел на тысячи. Мотели и пятизвездочные дворцы, курорты-таймшеры и «исторические» постоялые дворы, сдаваемые внаем апартаменты, бизнес-центры с отелем «в одном флаконе» и комфортабельные дома для престарелых… Все это со временем превратилось в одну из самых разветвленных гостиничных сетей в мире, которая управляется по единым корпоративным законам, сформулированным еще отцом-основателем.

Уходя, оставьте свет

Последнее сказано не для красного словца. Джон Уиллард Марриотт был фанатичным приверженцем «культурного бизнеса», видя в корпоративной культуре залог успеха. «Культура, – писал он, – это нитки и клей, с помощью которых мы соединяем наше прошлое, настоящее и будущее».

Да и идее «социальной ответственности бизнеса» основатель гостиничной империи также следовал всю жизнь. Он верно служил, помогая деньгами, своей мормонской церкви, центрам образования и стране в целом. Марриотт был главным финансовым спонсором строительства величественного мормонского храма в Вашингтоне. В 1968 году он дал $1 млн на создание Марриоттовской библиотеки в alma mater – Университете штата Юта в Солт-Лейк-Сити. А спустя четыре года еще миллион – на строительство оздоровительного центра в другом университете. Возглавлял два инаугурационных комитета на президентских выборах. И по просьбе президента Никсона организовал в 1970 году общенациональный День славы Америки.

Сегодня Marriott – одна из самых разветвленных гостиничных сетей в мире, которая управляется по единым корпоративным законам, сформулированным еще отцом-основателем

Гостиничный магнат умер от сердечного приступа 13 августа 1985 года в своем загородном доме в штате Нью-Гэмпшир. Незадолго до кончины Джон Уиллард Марриотт поделился с журналистами тем, что составляло его личную жизненную философию: «Человек должен всегда оставаться созидателем, и все, что он делает в жизни, должно носить характер созидания. Он должен принимать участие во всем, что двигает вперед наш замечательный мир. Он должен заставить считаться с собой. Он должен прожить жизнь так, чтобы ее каждый день, до самого конца, был прожит не зря, – и оставить после себя свет».

После смерти отца-основателя компания под управлением Джона Уилларда Марриотта-младшего затеяла «капитальный ремонт» своего обширного хозяйства. Иначе говоря – реструктуризацию. Было решено избавиться от всего ресторанного сегмента и сосредоточить усилия на гостиничном и контрактном бизнесе. С этой целью в 1992 году корпорация объявила о разделе на две самостоятельные компании – Marriott International и Host Marriott Corporation.

Первая является всемирным оператором и франчайзером отелей и сопутствующего бизнеса в средней и высшей (категории люкс) ценовых категориях на территории США и 67 стран мира. При этом 65% занимают отели в традиционном понимании, 11% – отели с частичным сервисом (апартаменты), 5% – заведения, рассчитанные на длительное пребывание (например, курортные поселки для престарелых), 15% – объекты таймшера. Оставшиеся 4% деловых операций с гостиничным бизнесом впрямую не связаны – это производство синтетического топлива на основе угля.

Среди главных брендов, принадлежащих корпорации Marriott, – легендарные эксклюзивные отели Ritz-Carlton, а также сети отелей высшей и средней ценовых категорий – Renaissance Hotels & Resorts, Marriott Hotels & Resorts и Courtyard by Marriott. В последние годы к ним прибавилось еще два «супербренда» – JW Marriott Hotels и Bvlgari Hotels and Resorts.

В гостиничную империю также входят: заведения сети Residence Inn by Marriott (рассчитанные на длительное пребывание); отели экономкласса Fairfield Inn by Marriott; апартаменты SpringHill Suites; комплексы для проведения съездов и конференций Marriott Conference Centers; таймшерные клубы Marriott Vacation Club International (MVCI) и Horizons by Marriott Vacation Club. И еще 23 собственных гольф-клуба за пределами США.

В канун нового века и тысячелетия число отелей под маркой Marriott достигло рекордных двух тысяч, а сама корпорация вошла в список 500 крупнейших компаний мира по версии журнала Fortune, возглавив в нем сектор гостиничного бизнеса. В общем, дело «во имя отца и сына» живет и процветает – сегодня в их «доме» принимают сотни миллионов гостей ежегодно.

Из архива «Как потратить»

Читайте также