Как пройти в библиотеку: Шарджа – всемирная книжная столица ЮНЕСКО!

Вас ждут пляжные библиотеки, книжные автобусы и настоящий караван чтения

Кочевой шатер бедуинов на улицах современной Шарджи — это не бродячее фольклорное шоу и не историческая реконструкция. Разбив палатку, кочевники предложат вам не только традционный кофе с кардамоном и финики, а еще и книги. «Караван чтения» — один из самых ярких творческих проектов Шарджи, ставшей девятнадцатой по счету Всемирной книжной столицей ЮНЕСКО.

Первым обладателем звания мировой книжной столицы стал в 2001 году Мадрид, за которым последовали Александрия, Дели, Амстердам, Антверпен, Бангкок, Богота, Ереван, Буэнос-Айрес, Монреаль. Российские города еще ни разу не удостаивались почетного титула. Статус Всемирной столицы книг переходит к новому городу всегда в один и тот же день — 23 апреля, в день празднования Всемирного дня книги и авторского права, а звание столицы чтения присваивается ежегодно экспертами ЮНЕСКО. Шарджа — девятнадцатая по счету книжная столица и стала в этом статусе преемницей Афин. В конце апреля титул перейдет к Куала-Лумпуру.

Получив престижное звание, город, ставший его обладателем, запускает разнообразные просветительские инициативы, цель которых — максимально расширить круг любителей чтения.

Отборочный комитет ЮНЕСКО остановил свой выбор на Шардже благодаря творческим и инновационным проектам, яркой программе празднования и интересным предложениям, призванным вовлечь максимальное число горожан. Фирменным просветительским проектом Шарджи стали пляжные библиотеки. На открытых публичных пляжах эмирата расположились стенды с книгами, где гости пляжа могут самостоятельно — без какой-либо регистрации или оформления членства в «пляжной библиотеке» — выбрать и взять почитать книги. Основополагающий принцип — самоорганизация: библиотекарей или администраторов на пляже нет. Совесть — лучший контролер, уверены авторы проекта. Они признаются, что каждый месяц недосчитываются некоторого количества книг на импровизированных библиотечных полках на берегу Персидского залива, однако считают, что это допустимые потери, которые даже служат индикатором интереса к литературе, хотя и несколько своеобразным.

«Пляжные библиотеки» — не единственное ноу-хау Шарджи. Теперь по эмирату циркулируют специальные «книжные автобусы» или библиотеки на колесах. Концепция этого проекта родилась из пословицы «Если гора не идет к Магомету, то Магомет пойдет к горе».

Библиотеки на колесах придуманы для школьников и студентов. Начинка автобусов формируется по запросу школ, колледжей и университетов. Причем речь идет не только о специальной литературе, можно заказать, например, сборник стихов или путеводитель. Прибывая в пункт назначения, автобус остается там на некоторое время, а студенты или преподаватели могут в любое время прийти туда за книгой.

Международная книжная выставка Шарджи, третья по величине в мире, собрала в ноябре 2019 года рекордное количество участников — более 600 издателей, литературных агентств, ученых, библиотек из 81 страны. Не только деловая, но и культурная программа получилась очень разнообразной: творческие встречи с авторами поэтических сборников, детективов и триллеров или детских сказок. На выставку приехал, например, автор книг о феномене «хюгге» Майк Викинг. Выступая перед читателями, писатель сделал попытку проанализировать, насколько книги о счастье и умении радоваться жизни оказываются полезными для читателя. Викинг поделился и собственными рецептами счастья. С первых шагов теоретик «хюгге» признал важность качества жизни — крыша над головой, стабильный доход и некий набор социальных гарантий, дающих ощущение почвы под ногами и уверенности в завтрашнем дне. Если говорить об эмоциональной составляющей, то здесь лидерами в списке оказались новые впечатления — путешествия, причем не обязательно в дальние края; необычные гастрономические открытия; новые знания и общение с приятными людьми.

Одной из самых ярких стала встреча с британским издателем африканского происхождения Маргарет Басби, которая представила на книжном салоне антологию произведений, написанных женщинами — уроженками Африки. «Я составила этот сборник лично из произведений, которые тронули меня, — рассказала Басби. — Литературное творчество женщин долгое время оставалось за скобками: его попросту не замечали, не принимали всерьез. Я решила не только восполнить этот пробел и восстановить справедливость, но еще и привлечь внимание к судьбам этих женщин. Для многих из них сама борьба за возможность творчества стала настоящим подвигом: им пришлось пройти через запреты, угрозы, насилие. С точки зрения содержания большинство произведений нельзя назвать феминистскими, но жизненный путь большинства моих авторов именно такой, и он достоин восхищения — равно как и созданная ими литература».