От «косаток» до трансформеров: суперъяхты для Заполярья

Как выглядят самые инновационные проекты экспедиционных судов

Средиземное и Карибское моря сдают позиции. В сердцах владельцев роскошных суперъяхт прежних фаворитов теснят далекие и не самые гостеприимные места планеты. Точнее – северные моря с полярным сиянием, белыми медведями и уникальными пейзажами. Ходить туда на обычных лодках без специальной подготовки, конечно, не имеет смысла. Поэтому в линейках ведущих верфей появляются «эксплореры» (экспедиционные суперъяхты, от англ. explore – «исследовать»).

Это огромные надежные суда с укрепленными и, как правило, стальными корпусами, способными выдерживать столкновения с приличными льдинами. У них выносливые моторы и просторные топливные баки, чтобы преодолевать тысячи миль без дозаправок. «Тюнингованный» интерьер гарантирует владельцу и гостям максимальный комфорт, даже если до ближайшей суши несколько дней крейсерского хода, над головой не заканчивается полярная ночь, а за бортом вместо марлинов плавают нарвалы.

Некоторые компании даже специализируются только на эксплорерах, не размениваясь на прогулочные лодки. Один из самых интересных концептов представила молодая верфь Rosetti Superyachts. Итальянцы разработали 65-метровую суперъяхту Orca (в переводе с англ. orca – «косатка»). Она действительно внешне напоминает кита-убийцу своей черно-белой расцветкой и необычным профилем. Надстройку намеренно сильно сместили к носу относительно центральной оси, что добавляет минимум сто очков по шкале агрессивности. Тема косаток прослеживается и дальше – радарной мачте придали форму спинного плавника. А вот корма Orca, наоборот, открыта. Это еще одна фирменная фишка типичных эксплореров. Видите удлиненную корму – 99%, что перед вами экспедиционная яхта. Открытая площадка за надстройкой выполняет множество функций. В случае с Orca это и вертолетная площадка для оперативных вылазок на сушу во время путешествий, и парковка катеров и мини-субмарин, чтобы развлекаться на стоянках, и пляжный клуб с танцполом. Внутри – до шести кают для пассажиров и отдельная палуба для владельца, спа-зона и тренажерный зал.

В сердцах владельцев роскошных суперъяхт прежних фаворитов теснят северные моря с полярным сиянием, белыми медведями и уникальными пейзажами

В похожем стиле выполнен проект Explorer от верфи VSY из итальянского кораблестроительного кластера в Виареджо. Пятипалубную 67-метровую суперъяхту разработало модное бюро Hot Lab. В прош-лом году юные по меркам индустрии миланцы выиграли самую престижную премию в области яхтенного дизайна – World Superyacht Awards. Концепт для VSY получил колоссальных размеров пляжный клуб с выходом к воде и мощную надстройку, вдохновленную фильмом «Трансформеры».

Ситуация на рынке меняется настолько, что даже те, кто раньше и не смотрел в сторону эксплореров, внезапно отказались от прежнего мнения. Одна из главных верфей мира, Oceanco, показала суперъяхту Esquel. Концепт длиной 105 м создал приглашенный дизайнер Тимур Бозка. Турок специализируется на космических формах, и его новый проект вышел предельно футуристичным – лодка органично бы вписалась в картинку «Звездных войн». Эффектно смотрится и выбранная темно-серая расцветка. В придачу к смещенной к носу надстройке у Esquel практически вертикальный нос, чтобы разрезать любые волны. Такую форму предложили опытные инженеры Azure Yacht Design. Кстати, в похожем стиле выполнены и два свежих проекта студии – для роскошных ледоколов Seaxplorer от компании Damen. Один из них, между прочим, строят для российского предпринимателя Олега Тинькова.

Интересно, что в планировке Esquel не только роскошные каюты и хаммамы, но и лаборатории, чтобы перевозить ученых в экспедиции и на месте изучать проблемы океанов. К тому же Esquel предлагают оснастить гибридными дизель-электрическими двигателями. Она сможет без дозаправки идти более 7000 морских миль. Этого хватит, чтобы пройти из Нью-Йорка в Токио вдоль северного побережья Канады. Цена такого судна, по оценкам экспертов, может достигнуть 300 млн евро, поэтому пока горизонт строительства остается туманным.

Верфь Heesen Yachts из Нидерландов, обласканная вниманием российских клиентов, взглянула на соседей и подумала, что может не хуже. Компания в течение 40 с лишним лет выпускала скоростные суперъяхты, в том числе самые быстрые в мире. Но и она не выдержала давления общественности. На выставке в Форт-Лодердейле верфь представила Xventure – свой первый эксплорер. Судно длиной 57 м спроектировала известная британская студия Winch Design. Суперъяхта подготовлена к холодам. В ее конструкции минимум открытых пространств, но помещения оснащены мощными кондиционерами и огромными окнами в пол, чтобы гости могли любоваться природой за бортом. В числе других особенностей яхты – зимний сад на главной палубе, комната с оборудованием для дайвинга и рыбалки и вместительный гараж. Для Xventure также предлагают гибридную силовую установку, и в целом концепт соответствует последним требованиям Международной морской организации ООН к качеству выхлопных газов и выбросу загрязняющих веществ.

Ловят волну и турецкие производители. Верфь Numarine, которая раньше специализировалась на пластиковых спортивных лодках, за последние четыре года переключилась практически полностью на экспедиционные суда с большим запасом хода. Команда из стамбульского пригорода пока выпускает компактные эксплореры (26 и 32 м в длину, зато с длинной кормой – как положено). Но в мыслях – серьезный прыжок вперед. Будущий флагман Numarine – 45-метровая суперъяхта с динамичными линиями корпуса и большими окнами неправильной формы.

Наши люди тоже в тренде. Например, россиянин Сергей Добросердов (он давно живет и работает в Монако). Экспедиционная линейка от его компании Dynamiq Yachts называется Global, самая большая модель – 44 м. Инжиниринг концепта сделали в голландской студии Van Oossanen Naval Architects. В стандартную комплектацию входят вертолетная площадка, телескоп, камин, балконы по бортам и беспилотный аппарат. Одним словом, направление для развития задано четко. Конечно, обычные «белые» яхты не выйдут из моды, это вечная классика. Но моря уже осваивают сотни эксплореров, и очевидно, что в ближайшие годы их флот будет только расти.