Кто пойдет «Дорогами Ломоносова»?

Туристический маршрут свяжет Олонец и Каргополь и станет европейским аналогом Сантьяго-де-Компостела

Русский Север – место, где многие путешественники впервые узнают новое значение слова «небо» – и иногда получают возможность к нему прикоснуться. Значительную часть путешествия по Архангельской области с легкостью можно провести задрав голову – любуясь куполами шатровых храмов и «небесами» – расписными деревянными потолками церквей. Потолочные иконы и шатровые храмы сохранились только на Русском Севере, в других частях страны их не пощадили церковные реформы, революции и войны. 

Еще один штрих к портрету Русского Севера – обетные кресты, уцелевшие вопреки всем испытаниям истории и тщательно оберегаемые местными жителями. Кресты ставили в благодарность здешним святым, на которых возлагали надежды. Обетные кресты в районе Ошевенска и Каргополя до сих пор не заброшены: множество повязанных на них платков и рубашек говорят о том, что вера в святых сохраняется. Приношения закрепляются на крестах особым образом: святому нужно так или иначе указать на больное место – если мучают головные боли, то нужно повязать на крест платок; если нога – то чулок или носок; когда болеет ребенок, святому оставляют одну из его игрушек.

«Дорогами Ломоносова» – круглогодичный межрегиональный маршрут. Он будет проходить по старой дороге от Петербурга до Архангельска через Карелию, Ленинградскую, Вологодскую и Архангельскую области. На паломническом пути между Олонцом и Каргополем расположены старинные исторические поселения, и практически каждая остановка на маршруте – это место «почтовой ямы», где в прошлые века путники могли остановиться на ночлег, перекусить, сменить лошадей. Мы собрали в этой подборке несколько самых интересных и колоритных достопримечательностей.

«Дом Няна», Няндома

Няндома – небольшая скромная станция Архангельской железной дороги, а «Дом Няна» – уютный станционный музей. Важнейшую для освоения Русского Севера железную дорогу, связавшую Ярославль и Архангельск, строил промышленник и меценат Савва Мамонтов, портрет которого – на почетном месте среди экспонатов. 

Музей – это не только удивительная история жизни одной железнодорожной станции: например, во время Великой Отечественной войны здесь находился эвакогоспиталь, обстановку одной из палат которого воссоздали в музейном зале. «Дом Няна» сохранил дыхание времени, которое ощущается в старинных фонарях и патефонах, санях и семафорах, расписных прялках, расшитых рушниках. Один из самых ценных предметов коллекции – рукописная «Книга сообщений Ошевенского монастыря 1777-78 гг.». А среди самых трогательных – ранние работы самобытного няндомского художника Александра Бороздина, выполненные на жести и хозяйственной клеенке.

Ошевенский Погост

Село Ошевенский Погост – одно из самых красивых в России. Сюда приезжают любоваться шатровыми храмами и «небесами» – деревянными потолочными окнами. Шатровая церковь Богоявления Господня Ошевенского монастыря, построенная в 1787 году, сейчас изнутри в лесах: здесь реставрируют самое большое на Русском Севере «небо». Такие иконы на потолках шатровых деревянных храмов сегодня можно встретить только в Поморье. Шатровые церкви – тоже особенность Русского Севера. Они уцелели здесь вопреки запретам патриарха Никона, стремившегося к контролю и единообразию и в середине 1650-х годов распорядившегося снести шатровые храмы. «Бог высоко, а царь далеко», приговаривали местные жители и продолжали идти к богу так, как считали верным, не слушая указок и не страшась наказания. 

Форма храма тоже особая – восьмерик на четверике – и напоминает крепость. На Севере заметили, что воины, раненные в сражениях, в крепостях идут на поправку быстрее, чем в избах, и применили к строительству храмов архитектурные концепции крепостей, решив одновременно укреплять и веру, и здоровье воинов и прихожан. 

Но главной достопримечательностью Ошевенска считается Свято-Успенский Александро-Ошевенский мужской монастырь, основанный в 1453 году святым Александром Ошевенским. Долгое время монастырь был заброшен, но сейчас он вновь действует (хотя здесь пока всего с десяток монахов и послушников) и постепенно восстанавливается.

Дом-музей керамистов Шевелевых, Каргополь

В деревянном доме на улице Гагарина, 30, уже более полувека живут представители династии керамистов Шевелевых, известных мастеров каргопольской игрушки. Старшими представителями династии были Дмитрий Васильевич и Клавдия Петровна Шевелевы, возродившие народный промысел в середине ХХ столетия. Этот дом – одновременно и мемориальный музей, и жилой дом, и художественная мастерская. Родительское дело сегодня продолжают братья Шевелевы, они же проводят экскурсии. Гости музея при желании смогут увидеть не только обстановку дома и редкие авторские изделия, но и часть творческого процесса, например обварку керамики. Мастер щипцами достает из раскаленной печи обожженные изделия – скажем, Полкана, ворону или самовар – и погружает их сначала в мучной раствор, который моментально пригорает к игрушке, покрывая ее характерным узором, а затем в воду. В семье Шевелевых владеют сразу несколькими ремеслами: в лавочке при музее можно купить также изделия из дерева и бересты и северную «птицу счастья» из щепы.

Центр народных ремесел «Берегиня», Каргополь

Каргопольская глиняная игрушка – один из старейших и самых колоритных северных промыслов. Издревле каргопольские мастера трудились в поле летом, а зиму посвящали изготовлению посуды, которую продавали затем в торговых рядах Архангельска. Игрушки развлекали и мастеров, и их детей и были сопутствующим направлением.

Каргопольская игрушка – возрожденный промысел: в 1930-е годы в городе осталось всего несколько мастеров, продолжавших традицию. В каргопольский центр «Берегиня» хорошо приходить всей семьей, чтобы не только выбрать и увезти на память самые яркие и красочные игрушки, расписанные народными художниками России, но и попробовать вылепить из глины самому фигурки животных, приземистых крестьянских мужиков с бородами-лопатами в узорчатых рубахах, деревенских женщин в нарядных сарафанах с прялками, караваями и цветастыми платками или популярных фольклорных персонажей – Полкана (славянского кентавра), птицы Сирин, Тяни-толкая или Берегини (женщины с голубками в обеих руках, воздетых к небу).

«Марусин дом», Каргополь

Чтобы узнать Каргополь на вкус, отправляйтесь дегустировать и готовить печенье сказули, северные пироги или печатные пряники в «Марусином доме». Это не кафе, а креативное пространство в старинном деревенском доме, где гостеприимная хозяйка Мария Клочева радушно примет, щедро угостит, а при желании еще и научит парочке кулинарных премудростей. 

Самые вкусные пряники – разгонные, с глазурью и ягодной начинкой. Название содержит в себе тонкий намек: традиционно эти пряники подавали засидевшимся гостям, обращая внимание на то, что хозяева уже утомились и пора бы заканчивать трапезу. 

Обрядовое печенье называется сказули, от слова «сказ». Важно не перепутать их с козулями – расписными поморскими пряниками. А сказули – это печенье, причем обрядовое. На Каргополье в старину на день весеннего равноденствия пекли тетерки. Делали сканое (витое) тесто из ржаной муки и закручивали его в фигурки. Сказули – реплика тетерок. А вместе с рецептом сказуль вы узнаете еще и секретный обряд исполнения желаний.

Самый хулиганский пряник в народе называется херобора. Он выполнен в виде фаллического символа, а само словечко прочно утвердилось в лексиконе местных жителей и служит синонимом ерунды.

Каргопольский художественный музей

До конца сентября в Каргопольском государственном историко-архитектурном и художественном музее гостит выставка, посвященная искусству второй половины XX века, – «Ленинградская оттепель. Группа Одиннадцать», которую подготовила специально для фестиваля петербургская галерея искусств KGallery. Сравнительно небольшой каргопольский музей собрал в своих залах весь цвет и свет местных фольклорных традиций: яркие расписные прялки, резную мебель, шитые золотом платки, узорчатую красно-белую каргопольскую вышивку. Почти за каждым экспонатом – история, обычай или традиция. Например, в здешних краях было принято щедро украшать вышивкой женские нижние рубахи. По качеству и красоте вышивки потенциальная свекровь могла оценить будущую невестку: узор служил «лицом» девушки на выданье.

Село Ломоносово

Час езды от Архангельска, переправа через Северную Двину – и вы в селе Ломоносово, на родине Михайло Васильевича и знаменитых холмогорских косторезов. С колокольни Дмитриевской церкви, где раньше находился деревянный храм, в котором юный Ломоносов крестился, осваивал грамоту и посещал службы, открывается идиллический и умиротворяющий вид на село и окрестности. Возле церкви установлен крест в память о родителях великого ученого – Елене Ивановне и Василии Дорофеевиче, а в том месте, где предположительно стоял дом Ломоносовых, сегодня находится мемориальный музей.

Славу селу принес не только Михайло Васильевич, но и традиции резьбы по кости. В здании Холмогорской фабрики резьбы по кости сегодня расположены колледж, магазин и администрация, а сами мастера работают в основном на дому, поэтому если вы хотите воочию увидеть процесс создания изящных ажурных узоров или фигурок из бивня мамонта, оленьего рога, моржового клыка или зуба кашалота, то договариваться о визите нужно заранее. Есть возможность и собственноручно изготовить небольшую подвеску с узором на пластине из коровьей кости или бивня мамонта. Узор сначала наносится карандашом, а затем гравируется при помощи несложного прибора, аналогичного бормашине.

Архангельский краеведческий музей

Каргопольский краеведческий музей расположился в бывшем комплексе Архангельских гостиных дворов на набережной Северной Двины. Даже если выражение «краеведческий музей» навевает скуку, стоит преодолеть внутреннее сопротивление: это музейное собрание рождает тягу к путешествиям и приключениям даже в наименее любопытных и любознательных из нас. Здесь, в одном из старейших музеев страны, основанном в 1837 году, хранятся удивительные исторические реликвии, а рассказывают о них не менее замечательные люди.

Среди уникальных экспонатов – полковое знамя холмогорских стрельцов. Знамя Холмогорского гайдуцкого полка оказалось в музее после того, как в 1920-х годах была уничтожена построенная в 1745 году архангельская церковь Троицы Живоначальной, служившая главным воинским храмом города. Красивейшее полотнище, выполненное в редкой технике золотного шитья, было изготовлено в 1696 году в московской Оружейной палате по указу Петра Первого, который лично одобрил сюжет: на нем изображены покровитель русского воинства архангел Михаил, святой Иоанн Предтеча, святой апостол Петр и святой Алексей, покровитель сына Петра Первого, а также герб царской России – двуглавый орел. В центре орла с тыльной стороны знамени вышито распятие – символ готовности бойцов отдать жизнь за отечество, а с лицевой – фигура Георгия Победоносца. 

Также в числе реликвий – большой деревянный крест Петра Первого, вырезанный царем собственноручно в память о спасении во время сильного шторма в Белом море летом 1694 года. 

Несколько залов посвящены истории полярных экспедиций. И это не только рассказ о подвигах, но и очень человечные штрихи, по которым можно судить о том, как складывался быт зимовщиков. На полярных станциях пытались одомашнивать белых медведей, умудрялись держать коров, а свежая луковица была основным источником витаминов. Здесь рожали детей, имена которым выбирали путем голосования жюри. Например, мальчику, появившемуся на свет на советской станции в бухте Тихая в 1936 году, дали звучное имя Родварк – родившийся в Арктике.

Музей художественного освоения Арктики, Архангельск

Именно про такие музей говорят «тайник с сокровищем». В архангельском Музее художественного освоения Арктики выстроили экспозицию вокруг личности и биографии красноборского художника Александра Борисова. Его имя мало что говорит кругу непосвященных, а между тем это человек незаурядного и разностороннего таланта, драматической судьбы и государственного ума. В полярных экспедициях он смело рисовал с натуры, а густевшие на 35-градусном морозе краски научился разбавлять скипидаром. О северных экспедициях будущий художник грезил с детства, и мечта осуществилась несмотря на то, что в десятилетнем возрасте Борисов чуть не стал инвалидом: в результате несчастного случая он сломал обе ноги, помогая отцу рубить лес. 

Живописи Борисов учился у Шишкина в петербургской Академии художеств, а позже у иконописцев в школе Соловецкого монастыря. Объездил с выставками всю Европу, получил международное признание. Задачи перед собой ставил не только творческие: вместе с Сергеем Юльевичем Витте он разработал и представил властям план Великого северного железнодорожного пути. 

Этот грандиозный проект можно увидеть на карте в одном из залов. Денег на реализацию проекта не нашлось, но частично идеи Борисова удалось осуществить. Был построен железнодорожный выход от Котласа до Мурманска, а также на Петербург через Коношу и Вологду. Борисов скончался в 1934 году в родном Красноборске, в доме, который построил сам и где сегодня располагается филиал музея.

Архангельский музей изобразительных искусств

Этот музей находится в старинном особняке, принадлежавшем купчихе Екатерине Плотниковой – человеку прогрессивных взглядов и недюжинной энергии. На территории своей усадьбы она построила первую в городе электростанцию, а затем открыла первый в Архангельске кинотеатр. Здание бывшего кинотеатра сейчас реставрируют, и скоро там начнет работать музейный центр. 

В бывшем усадебном доме Плотниковой разместили замечательную коллекцию работ русских художников: Рокотова, Айвазовского, Тропинина, Брюллова, Шишкина, Крамского. А еще здесь прекрасное собрание икон и деревянной скульптуры и лучшая в стране коллекция современной холмогорской резьбы по кости – старинного северного художественного промысла, которому уже более четырехсот лет.

Читайте также