Частные подводные лодки мира: топ-6

Как нащупать дно за $2,3 млрд

На суше осталось совсем мало мест, сохранивших природную чистоту и не затронутых человеком. А вот море, напротив, практически не изучено. И если раньше глубоководные погружения были доступны только избранным вроде Жака Кусто, то благодаря развитию технологий персональные субмарины становятся чуть более доступными.

Да, товар все еще штучный, а цены по-прежнему исчисляются миллионами долларов (если быть точным, то около четырех-пяти за трехместный аппарат с возможностью погружения до 1000 м), а главные клиенты – владельцы суперъяхт, круизные компании или роскошные курорты. Но не стоит унывать: еще 15-20 лет назад и частные вертолеты были диковинкой, а теперь вошли в норму.

И хотя пальцев рук пока достаточно, чтобы пересчитать производителей компактных подводных лодок, предлагаем сработать на опережение и уже сейчас разобраться, кто возглавляет новую технологическую революцию в океане.

Triton 1000/2 MKII

Одни из лидеров нишевого рынка – американцы. Компания Triton, названная в честь сына Посейдона и по совместительству древнегреческого бога морских глубин, предлагает клиентам 11 различных моделей с возможностью погружения на глубину до 11 км. Неудивительно, что именно их аппарат выбрал князь Монако Альбер II, когда в феврале погружался на дно впадины Калипсо – самой глубокой точки Средиземного моря.

Новая разработка 1000/2 MKII высотой менее 1,7 м весит всего 3 т. Такая идеально вписывается в гараж суперъяхты. Она рассчитана на экипаж из двух человек и погружается на глубину до 305 м. Для владельцев компания проводит специальные курсы, так что пилотировать лодку можно самостоятельно. На субмарине, оснащенной кондиционером, регулировкой влажности воздуха и кабиной с обзором на 360 градусов, удобно исследовать затонувшие корабли и коралловые рифы.

При компактных размерах впечатляет автономность хода – на четырех узлах лодка способна двигаться до 10 часов. 

Seamagine Aurora-3C

Если Triton базируется на востоке США во Флориде, то Seamagine – на западе, в Калифорнии. Компания начала выпускать персональные подводные лодки четверть века тому назад и очень гордится тем, что за прошедшие 25 лет ее флот совершил по всей планете более 12 000 погружений.

Популярная модель Aurora-3C способна уйти на глубину до 457 м, кабина вмещает до трех человек, а экспедиция длится до 10 часов. Лодку строят по патентованной технологии, которая предусматривает вход через верхнюю часть корпуса. Вроде бы мелочь, но в таком случае люк не закрывает панорамный обзор. Есть у Seamagine и более просторные варианты. Кокпит Aurora-6S включает шесть кресел.

Субмарина способна уйти на глубину до тысячи метров. Опционально все лодки оснащают роботами-манипуляторами, внешними видеокамерами и другим полезным оборудованием.

U-Boat Worx HiPer Sub 2

Серьезные конкуренты у американцев есть в Европе. Компания U-Boat Worx работает на юге Нидерландов в городе Бреда, продолжая славные кораблестроительные традиции своей страны. Производит она шесть линеек подводных лодок, включая одну из самых быстрых на рынке.

HiPer Sub 2 в придачу к спортивному дизайну и агрессивной красной расцветке развивает скорость до шести узлов (да, всего 10 км/ч, но для таких аппаратов, поверьте, это приличный показатель) и может выписывать в воде пируэты вплоть до мертвой петли. В кабине размещаются два человека. Управление – через интуитивный джойстик примерно как на самолете-истребителе.

Запаса хода хватает на шесть часов, а погружается она на глубину до 100 м. К тому же модель компактная – весит 2,5 т, в высоту 1,46 м, так что ее можно перевозить на трейлере или в прицепе. Более мощные модели у голландцев тоже имеются. Super Yacht Sub 3 специально разработана для суперъяхт. Ее предельная глубина – 300 м, в комплектацию входит аудиосистема, чтобы вдруг не заскучать в пучине, и холодильник для напитков – кто же откажется от глотка шампанского на дне морском. А модель C-Explorer рассчитана на длительные экспедиции – до 16 часов.

DeepFlight Super Falcon 3S 

Большая часть персональных подводных лодок выполнена в стилистике Triton, Seamagine или U-Boat Worx. Это аппараты преимущественно округлой формы или стремящиеся к ней. Но есть и особые решения. Компания DeepFlight, тоже, между прочим, калифорнийская, строит субмарины, которые напоминают по внешнему виду компактные самолеты. У них вытянутый корпус-фюзеляж с крыльями и кабинами, расположенными вдоль – одна за другой.

Впервые такую лодку сделали для легендарной парусной 88-метровой суперъяхты Maltese Falcon в середине 2000-х. Сейчас в линейке три модели. Топовая и самая новая – Super Falcon 3S длиной 8 м и шириной 3,3 м. В ней помещаются пилот и два пассажира. Она способна опускаться на глубину до 100 м и развивает скорость до четырех узлов.

Субмарина оснащена экологичными электрическими двигателями и батареей, которая полностью заряжается за четыре часа и работает до восьми часов. Кроме суперъяхт, DeepFlight начали использовать в туристической отрасли.

Super Falcon 3S приобрел курорт Four Seasons Landaa Giraavaru на Мальдивах. На ней гостей будут «катать» по биосферному заповеднику ЮНЕСКО.

Ocean Submarine Neyk Luxury L-1 

Встречаются в секторе частных субмарин и весьма смелые проекты, которые, несмотря на интересную задумку, пока не находят воплощения в реальности. Однако концепты интересно изучать, чтобы понимать, в каком направлении движется индустрия.

Компания Ocean Submarine из Нидерландов в отличие от конкурентов, вдохновляющих дизайном исследовательских батискафов, разработала небольшую подводную лодку в стиле милитари. Получилась модель Neyk Luxury L-1, этакий атомоход в миниатюре. Ее длина – 19 м. Внутри – настоящий салон с баром, телевизором и библиотекой, все как в бизнес-джете.

В движение лодку приводит гибридный дизельно-электрический двигатель, который создадут совместными усилиями Rolls Royce, MTU и Bosch. Вместить судно сможет десять пассажиров, а стоить должно свыше 25 млн евро. 

Migaloo M7

Впрочем, Neyk – не самый крупный из концептов частных субмарин. Австрийцы из Migaloo Private Submersible Yachts пошли еще дальше. Компания, названная в честь австралийского горбатого кита-альбиноса, спроектировала 282-метровую подводную лодку M7.

Дизайн представляет собой отсылку к угловатым американским эскадренным миноносцам типа «Замволт». По сути, это полноценная гипертрофированная суперъяхта с возможностью погружаться на глубину до 450 м и идти под водой на скорости 20 узлов.

На борту разместятся огромные роскошные каюты, бассейн, вертолетная площадка и гараж для субмарин поменьше. Судя по внешнему виду и стоимости $2,3 млрд (!), это идеальное судно для злодея мирового масштаба из фильмов про агента 007.

Читайте также