От кружева до скани

Народные промыслы как повод для гордости

Времена меняются – кажется, путешественникам по отечественным маршрутам пора расширить кругозор. Нет, не географически. С логистикой у нас все в порядке. А вот сместить фокус с гастрокритики на исследование народных промыслов, пожалуй, стоит.

Даже те, кто начинает рассказ о музее, храме, усадьбе или парке с переходом на экологию, – смотришь, уже замыкают круг рассказом о меде, о чае и вине, о ферме и сыроварне. А из путешествия вообще-то возможно привезти не только банки с груздями и варенье из огурцов. Можно только в одной какой-нибудь области собрать целый интерьер.

Взять, например, #RUCRAFTS – большой проект Роспатента и ассоциации «Народные художественные промыслы России» при поддержке Совета Федерации и Минэкономразвития России, объединяющий те из наших многочисленных промыслов, которые прошли регистрацию в Роспатенте и охраняются российским законодательством. В проекте уже сейчас более 30 видов ремесел, и работа продолжается. Сколько промыслов вы можете с ходу назвать «по имени-фамилии»? Гжель, хохлому, дымковскую игрушку, вологодское кружево, гусевской хрусталь, оренбургский пуховый платок, палехскую миниатюру, каслинское литье, северную резьбу по бересте, вроде какую-то финифть... А ведь это даже не верхушка, а верхушка верхушки огромного айсберга – уникальных ручных техник и технологий украшения быта. Причем «украшение» не означает исключительно декоративной принадлежности произведений ремесленного искусства. Есть, например, отель, заказывающий весь текстиль на историческом яковлевском жаккардовом производстве. И, в конце концов, промыслы и их истории – это очень увлекательно. Вот пара примеров ремесел, которые не у всех на слуху. 

Кадомский вениз. В своем неумолимом стремлении украсить бояр на европейский манер Петр I выписал из Венеции мастериц, которые обучили кружевоплетению монахинь Милостиво-Богородицкого монастыря, что в Кадоме в Рязанской области. Наши не просто оказались прилежными ученицами, а сумели придать технике игольчатого кружева неповторимый художественный стиль. Вышивают шелком и золотом по батисту, маркизету, льну. Узоры рисуют вручную. На вышивку небольшой салфетки уходит до 600 часов, иконы – до 1000 часов, а вышивка скатертей-столешниц и сложных панно может занять до 3000 часов.

Семикаракорская керамика. Художественный фаянс с ручной подглазурной росписью, яркий и радостный. Утверждают, что люди начали делать себе глиняную посуду прямо с того момента, как поселились там, на правобережье Дона в Ростовской области. Со времен энеолита технологии определенно ушли вперед – и получился очень красивый бренд.

А есть еще красносельская скань, казаковская филигрань, кукарское и михайловское кружево, карельская вышивка, целый перечень городецких, елецких, вятских и липецких ремесел, тобольская и чукотская резная кость. Десятки видов игрушки, работ по дереву, росписи, ткачества, ковки и литья. 

Парадоксально то, что между собой такие предприятия, как правило, не конкурируют. Потому что они вместе выживают. Образуют союзы и ассоциации, упоминают «соседей» в исторических справках. Розничные продажи в сувенирных магазинах с наступлением ковидно-постковидно-изоляционного времени упали настолько, что о выручке говорить не приходится. Производство дорогое и долгое: принцип всех наших промыслов – только ручная работа, поэтому самые главные этапы изготовления механизировать и ускорять недопустимо.

Возьмем лаковую миниатюру: подготовка папье-маше-базы занимает несколько дней. В это время происходит утверждение узора для росписи (а разработка его — это от нескольких дней до бесконечности). Далее производятся грунтовка, ручная роспись – это еще несколько дней. Потом, этап за этапом, следуют сушка, лакировка, снова сушка, полировка. В итоге — несколько месяцев уходит на одну партию изделий.

Оставшаяся тактика выживания – крупные заказы и проекты, включая государственные. «Заказ изделий на таких предприятиях, как наше, – это целая культура, и мы очень рады, что это понимают. Есть особый шик в том, когда корпоративная символика соединяется с историей и традицией, с настоящим рукотворным мастерством, – говорит Евгений Соколов, коммерческий директор Центра традиционной мстерской миниатюры. – Мы сейчас выпускаем партию подарочной продукции по заказу Совета Федерации: разработали дизайн, наши художники подобрали технику исполнения, а технологи – способ вписать все это в конечный продукт. Конечно же, мы не просто рады заказу, а гордимся тем, что наша работа получает признание на высоком государственном уровне. Это почетная и, главное, правильная история». 

Бывают еще совместные проекты с медийными дизайнерами. Сергей Сысоев отлично работает с Гжелью и Жостово, Диана Балашова выпустила для Гжели мощные коллекции «Астрахань» и «Клавдия». Алена Ахмадуллина сотрудничает с «Городецкой золотной вышивкой», а Денис Симачев в свое время устроил нешуточный хохлома-хайп. Десятки модельеров вводят в свою работу красивые этнические мотивы, и хочется верить, что число вот таких настоящих коллабов продолжит расти. 

Но, конечно, без системного, структурированного и консолидированного включения народных промыслов в рамку нацкультуры и сферу туризма они рискуют так и остаться просто «выживаторами», о которых иногда по случаю кто-то пишет для широкой публики, потому что национальной медиа- и промостратегии как не было, так и нет. Нередки парадоксальные ситуации: одной рукой государство заказывает предприятию партию подарочной или парадной продукции, а другой – в лице местной администрации – отказывает в субсидиях на ремонт помещений и создание новых рабочих мест для специалистов уникальных квалификаций. Случается, что в областных турпрограммах и проектах местные промыслы иногда просто не упоминаются – при том что почти все они практикуют экскурсии по производству, необычайно увлекательные.

Похоже, найден новый тревел-тренд наступающего сезона!

Читайте также