«ГЭС-2» дала первые токи

В Москве открыт дом культуры XXI века

Свершилось: 4 декабря 2021 года о своем открытии заявил Дом культуры «ГЭС-2» – постоянная площадка фонда V–A–C в России.

Бывшее здание московской городской электростанции, построенное в 1908 году по проекту Василия Башкирова, после масштабной реконструкции теперь вырабатывает творческую энергию и новые смыслы.  

Миссия выполнима?

Фонд V–A–C, основанный в 2009 году бизнесменом Леонидом Михельсоном и куратором Терезой Иароччи Мавикой, вместе с художниками стремится создавать условия для развития интереса к культуре и понимания искусства. В России для реализации такой амбициозной задачи требовалась нестандартная площадка, чьи границы простираются далеко за привычные пределы выставочных залов, музейных экспозиций и культурных центров, а точнее сказать, просто стираются.

В 2015 году фонд V–A–C приобрел здание бывшей ГЭС-2, уже выведенной из эксплуатации, на Болотной набережной, на «забытом» месте напротив башен Кремля. Превратить комплекс в новую культурную площадку и максимально сохранить его исторический облик предложили Ренцо Пьяно и его архитектурному бюро Renzo Piano Building Workshop (RPBW).

Выдающийся архитектор, лауреат Притцкеровской премии знаменит своими музейными проектами, от Амстердама до Новой Каледонии, но самый знаковый из них – Центр Помпиду в Париже (1977), известный как национальный центр искусства и культуры Beaubourg, с «трубами наружу», который в свое время перевернул представления о современных музейных зданиях.

Согласно концепции, здесь культуру не сакрализируют, а превращают в процесс сотворчества. С этой целью «ГЭС-2» приглашает художников разных областей, будь то балет, кино, дизайн, театр, и выступает в роли… рассказчика.

По данным российского журнала Forbes, стоимость реконструкции ГЭС-2 на 2017 год составляла 150 млн евро. Актуальный размер инвестиций со стороны Леонида Михельсона не разглашается, но сегодня очевидно, что, скорее всего, оказался значительно больше. Для сравнения: реконструкция музейного комплекса в Гарварде, выполненная бюро RPBW, составила $350 млн, новое здание Музея американского искусства Уитни обошлось в $760 млн, а Культурный центр фонда Ставроса Ниархоса в Афинах – в 600 млн евро.

Новые формы и смыслы

В Москве Ренцо Пьяно сотворил свой российский «центр искусств» – Дом культуры «ГЭС-2». Согласно концепции V–A–C, здесь культуру не сакрализируют, а превращают в процесс сотворчества. С этой целью «ГЭС-2» приглашает художников разных областей, будь то балет, кино, дизайн, театр, и выступает в роли… рассказчика. Первая история такого сторителлинга – программа «Святые Варвары, или Оба хуже». Она будет развиваться на протяжении пяти сезонов, каждый по шесть месяцев. 

Первый сезон, которым открывается «ГЭС-2», носит название «Санта-Барбара. Как не поддаться колонизации?» Она включает киноперформанс (съемки сериала «Санты-Барбары» нового времени) и несколько выставочных проектов актуальных художников, где в разной форме представлены их попытки отрефлексировать опыт последних тридцати лет новой России. Таким образом новый дом культуры как институция пытается исследовать территорию современной российской культуры через призму устоявшихся клише, чтобы в конечном итоге их пересмотреть, выработать новую форму и смыслы.

По большому счету, проект реконструкции бывшей электростанции, предложенный Ренцо Пьяно и его бюро, также является попыткой переосмысления, но в данном случае – территории и объекта промышленного наследия. Эклектичное здание электростанции, «промышленная» базилика с родовыми признаками неорусского стиля начала ХХ века стала настоящим дворцом, полным света, воздуха и пространства, домом культуры ХХI века, определение и значение которого в наше время обрело новый смысл.

Пространство света и свободы

Работа над проектом началась со сноса всех поздних хозпостроек, которые загораживали базиликальный вид электростанции со стороны Патриаршего моста. В результате случайно были обнаружены старинные своды складских подвалов виноторгового общества Ивана Смирнова, что также располагались здесь. Теперь в них находятся творческие мастерские «Своды» с новейшим оборудованием. В здании ГЭС, откуда было вывезено 700 000 т оборудования (ценные установки переданы Политехническому музею и музею Мосэнерго), раскрыли ажурную конструкцию ферм, предположительно авторства Владимира Шухова.  

«Выключенную» территорию электростанции сделали неотъемлемой частью городской ткани. Высаженная березовая роща, поднимающаяся волной с тыльной части здания, меняет линию горизонта, что позволяет закрыть непримечательное здание новой электростанции и в то же время замаскировать подземный паркинг. Спуск к реке на благоустроенной набережной, сформированный как амфитеатр, стал продолжением площади Piazza, выходящей из самого здания через огромные стеклянные проемы, которые в летнее время года будут открыты.

Внутри «дворца» есть и свой Проспект длиной 100 м под центральный нефом, его пространство архитекторы решили сделать максимально свободным. Это своеобразная ось, вдоль которой тянутся функциональные помещения: кабинеты, лектории, сцены, библиотека. Точнее сказать, они парят, вывешенные, как балконы и лоджии, соединенные мостиками и переходами. Многочисленные ажурные фермы, кажется, уходят в бесконечность… Полностью стеклянная кровля придает всему этому «полету» естественную свободу и размах, наполняя светом и воздухом…

Из недавних наращений исторического здания – аудиториум, или актовый зал, на 420 мест с десятком возможных трансформаций, выступающий из нового объема в сторону березовой рощи. И синие трубы, появление которых вызывало столько ироничных дискуссий. Они заменили собой серые советские из металла, пришедшие на смену каменным гэсовским, разобранным еще во время войны. Новые, высотой 70 м, установленные для забора воздуха и его фильтрации, что позволяет зданию дышать, становятся новой «башенной» доминантой и, кроме того, создают преемственность тем самым «трубам наружу» парижского Бобура, построенного Ренцо Пьяно 44 года назад.

Читайте также