«Левиафан» в Териберке: маршрут

Для чего владельцу компании Oxygen понадобился скелет из кинофильма?

Все началось в 2014 году, когда после завершения съемок ленты «Левиафан» режиссер Андрей Звягинцев подарил реквизит фильма – огромный скелет кита – владельцу компании Oxygen Павлу Кулакову. Бизнесмен отреставрировал скелет, после чего перевез его в Териберку, где кит довольно быстро превратился в арт-объект и стал, возможно, первым толчком к активному туристическому развитию этой территории.

Но почему кит? И почему Териберка?

«Весной 2013 года мы узнали о съемках фильма в Териберке и о том, что к нему готовятся уникальные декорации. Но огорчились, что такие грандиозные объекты проживут лишь полгода как реквизит, а потом будут утилизированы, – рассказывает Павел Кулаков, основатель и гендиректор дата-центра и облачного провайдера Oxygen. – Мы вышли на помощника режиссера, на главного декоратора. И попросили сохранить объекты: «Не выбрасывайте, это крутая вещь!» Ведь скелет кита – гигантская штука длиной 28 м, весом несколько тонн, и мы подумали, что нужно сохранить этот необычный объект. Тогда, кстати, мы еще понятия даже не имели, как будет называться фильм, будет ли он какой-то успешной кинолентой. Но в итоге этот скелет оказался на афише фильма и стал известен на весь мир, а сам фильм получил приз на Каннском фестивале». 

На место съемок в Териберку конструкцию привезли в мае и снимали фильм до ноября. Именно тогда по просьбе Кулакова киногруппа оставила скелет в Териберке. «Мы направили туда своих сотрудников, они прислали фотографии: скелет лежал в воде, во льду, потому что там уже было минус 15 градусов. И он был уже полусгнивший, полуразрушенный. Но мы его достали, погрузили в фуру и отвезли снова на «Мосфильм», к тем же мастерам, которые создавали его», – рассказывает Павел. 

Специалисты полгода реставрировали скелет кита, ведь он представляет собой гипсовую конструкцию на металлической арматуре. Изначально его создавали как временное сооружение, которое должно прожить не более шести месяцев. Но компания Павла Кулакова сделала так, чтобы арт-объект сохранился на долгие годы. Мастера покрыли скелет защитными эмалями и другими специальными составами. 

Мы хотели сделать так, чтобы на Крайнем Севере, в агрессивной природной среде этот скелет кита прожил еще много-много лет
Павел Кулаков

Почему же скелет вообще заинтересовал Павла и его компанию?

«Современный дата-центр – это state of art. Это про эстетику. И мы просто хотели сделать арт-объект. С самого начала, как мы его привезли, этот символ был созвучен истории дата-центра. Oxygen был построен на территории бывшего завода АЗЛК. В 2009 году мы пришли в этот заброшенный цех АЗЛК, со старыми гнилыми станками, с каким-то металлоломом, с кучей мусора, и решили вдохнуть сюда новую жизнь, – вспоминает Павел. – Кусочек за кусочком мы восстанавливали пространство вокруг себя – эти гектары земли с газоном, асфальт, лужайки, высадили полторы сотни деревьев, обновили здания, внутренние помещения, появилась вот эта эстетика с огромными жужжащими серверами. И самое главное – здесь появились люди, молодые айтишники с каким-то свежим взглядом, активные, горящие, создающие что-то новое».

Так и появилась культурная параллель: останки завода АЗЛК, жуткого, разрушенного, одряхлевшей старой государственной машины, – и останки этого кита как напоминание о том, что здесь было до нас. «Левиафан – символ темной силы, скелет кита – символ вечной смерти. А мы противопоставим ему новое, современное, жизнь, то, что зажигает людей, что является драйвером», – подчеркивает Кулаков. 

Но в итоге было решено, что скелет кита будет жить не на территории дата-центра Oxygen, а в Териберке. Вот такой уникальный подарок сделала компания и местным жителям, и туристам. «С нами связались представители команды губернатора Мурманска. Они рассказали, что возрождают Север, свои территории, очень хотят, чтобы туда приезжали туристы. И считают, что этот арт-объект будет центром притяжения, – отмечает Павел Кулаков. – И мы пошли навстречу». 

Кстати, после выхода фильма журналисты интересовались у режиссера Андрея Звягинцева: где кит? Он отвечал: «Я вам не скажу». И у такой секретность была своя причина.

«Мы не хотели говорить, что кит у нас, все же дата-центр – это место хранения информации, зона особого внимания с точки зрения безопасности, мы все равно не могли бы пускать сюда чужих людей или экскурсии. Но все понимали, что это интересный арт-объект, рука не поднялась бы выбросить на свалку, – рассказывает Кулаков. – И Звягинцев отвечал только так: «Нашлись энтузиасты, которые решили его сохранить, отреставрировать, они его реально сохранили, он есть, он существует. Он лежит в центре Москвы у бизнесмена на лужайке собственного дома». Пресса пыталась понять, где же такая лужайка. Но на самом деле скелет кита огромный, его было видно даже на фотографиях нашей территории, сделанных из космоса. Мы даже обрадовались такой инициативе мурманских властей и передали скелет в Териберку». 

Общие затраты на реставрацию составили около 4 млн рублей – это личные средства Кулакова. Сейчас власти Мурманска строят павильон специально для кита

В 2014 году кита восстанавливали реставраторы «Мосфильма», а в нынешнем году, когда пришло решение подарить скелет Териберке, бизнесмен нашел команду реставраторов из Подмосковья, которые возрождают объекты художественного наследия, старые особняки, скульптуры и другие объекты: «Мы хотели сделать так, чтобы на Крайнем Севере, в агрессивной природной среде этот скелет кита прожил еще много-много лет. Поэтому заказали специальную его обработку». 

Общие затраты на реставрацию составили около 4 млн рублей – это личные средства Павла Кулакова, которые бизнесмен вложил в эту историю. А власти Мурманска сейчас строят павильон специально для кита, чтобы объект был закрыт от воздействия ветров, воды и снега. 

Туристам, приезжающим в Териберку, очень нравится встречающий их там легендарный скелет кита. Павел Кулаков надеется, что арт-объект станет неким триггером для туристического развития этой территории.

Спасение скелета Левиафана породило идею продолжить работать в направлении эстетики и арта. «Мы сейчас строим новый дата-центр в Очаково. И решили, что это будет здание, которое мы подадим на мировую премию – Data center awards. Мы хотим победить в номинации «Самый красивый дата-центр мира», – говорит Кулаков. – Сделаем светопрозрачные потолки с зонами парящих пешеходных мостиков, разрабатываем дизайн переговорных. Возможно, история со скелетом кита подстегнет нас к новым подобным делам».

Читайте также