Как Кудыкина гора стала парком чудес

И драйвером развития территории Липецкой области

Природный парк чудес «Кудыкина гора» в Задонском районе, ныне туристический бренд Липецкой области, расположен между Липецком и Воронежем, на берегу Дона, в нескольких километрах от трассы М4, существует 15 лет.

Он появился на месте пастбищ и занимает обширную территорию более 350 га, где среди красивых природных ландшафтов обыграна тема русских древностей: деревянная крепость, огнедышащий Змей Горыныч. И крепость, и дракон – местные достопримечательности, выглядят они сказочно и по-своему «киношно».

Аналогов ему в мире нет, считает хозяйка парка Юлия Уваркина: «Мы постоянно ведем исследовательскую работу, но еще ни один проект за пределами страны не позволил наложить опыт, как кальку».

Зато на российских просторах, по мнению Инны Прилежаевой, директора по проектам Ассоциации менеджеров культуры, генерального директора компании «Музейпром», релевантным примером может служить арт-парк Никола-Ленивец, расположенный в Калужской области. «Глобальный трансфер столичной культуры происходит в российских регионах с начала 2000-х годов. Как раз тогда мы начинали работу над проектом комплексного развития территории 600 га в Никола-Ленивце. Проект стартовал как художественная практика. Позже в нем стали появляться новые сценарии развития, которые порождает само это пространство», – делится эксперт.

Впрочем, с художественно-архитектурной точки зрения примеров аналогичного переосмысления и использования заброшенных некогда промышленных и сельскохозяйственных территорий, которые благодаря редевелопменту получили устойчивое развитие, немало как у нас, так и за рубежом. Например, деревня Веретьево – арт-парк, где на площади 7 га, в окружении болот и непроходимого леса, собраны арт-объекты Александра Бродского. Или терем в Асташово, ставший музеем под открытым небом, куда привозят и бережно реставрируют деревянные дома из разных областей России, развивая постепенно в далекой глубинке индустрию гостеприимства.

За границей такие проекты тоже есть. «Взять хотя бы арт-центр Storm King недалеко от Нью-Йорка или Вод­ный сад в арт-резиденции Art Biotop Nasu в Японии, парк Национальной галереи современного искусства в Шотландии, – перечисляет Артем Укропов, сооснователь бюро Megabudka. – У каждого из этих парков есть свое уникальное позиционирование, равно как и у «Кудыкиной горы». А объединяющими элементами становятся природа, искусство и архитектура».

Именно архитектурное бюро Megabudka взялось переосмысливать формулу «Кудыкиной горы» пять лет назад. Сейчас это ландшафтный и дендрологический парк с экологическими и выставочными элементами, в основном ориентированный на молодежь и семейный отдых. Такое позиционирование было выбрано хозяйкой парка Юлией Уваркиной из двух предложенных архитекторами вариантов.

«Несмотря на завораживающую природу и огромный потенциал территории, до недавнего времени посетители «Кудыкиной горы» воспринимали парк скорее как зоопарк, куда на выходные приезжали погулять с детьми. А из-за стилистических путаниц его идентичность тяжело было установить. Нас пригласили разработать целостную пошаговую стратегию развития, чтобы выйти на новую качественную ступень», – рассказывает Укропов.

Начали архитекторы с масштабного исследования, анализа существующей экономической модели работы парка, изучили отзывы, выявили сильные и слабые стороны. «На такой обширной территории нужно было заложить несколько сценариев для тех людей, которые приезжают. В первую очередь – это парк. Поэтому нужны пешеходные маршруты, веломаршруты, лыжные трассы, где по пути будут переодевалки, небольшие кафе и оборудованные места для отдыха», – перечисляет Артем Укропов.

Основные признаки современной органической архитектуры – это низкий силуэт, использование экологичных материалов, покрытая ковром трав крыша, обилие остекленных поверхностей

Для реализации подобных задач нужен и постоянный приток денежных средств. Поэтому архитекторы запроектировали на территории многофункциональное здание в новом русском стиле со множеством европейских аллюзий, где есть ресторан, гостевые номера, баня и кафе. Инвестиции составили более 350 млн рублей.

Есть два базовых подхода к организации общественных пространств в природных локациях с жилой и рекреационной функцией: раствориться в среде или противопоставить себя среде. А далее огромное количество промежуточных вариантов.

Архитекторы Megabudka выбрали, с одной стороны, визуальное контрастирование (черное-зеленое или черное-белое в зависимости от сезона), с другой – формирование идентичности и развитие бренда через ранее проведенный анализ ценностей. Проще говоря, постарались вписать в русскую пастораль современную архитектуру. «В парке уже было много отсылок к национальному эпосу. Но мы понимали, что нужно не жить прошлым, а, основываясь на традициях, создавать новое, – рассказывает Укропов. – Поэтому использовали для парка новый русский стиль, который сами и разработали».

«Новый русский стиль здесь очень актуален, а идея переосмысления национальной идентичности заложена в саму стратегию развития парка», – комментирует Сергей Георгиевский, соучредитель ГК «Центр» и один из кураторов выставки «Арх Москва».

Первой ласточкой глобальных трансформаций на «Кудыкиной горе» и образцом нового русского стиля стал Центр гостеприимства. Это комплекс деревянных зданий с разными функциями, которые объединены полуподземным стилобатом хозназначения и открытым балконом-террасой, приподнятым над берегом на кровле стилобата, в группу, вытянутую вдоль берега пруда. Помещения состыкованы между собой, предполагают возможность сквозного прохода, но каждое пространство также наделено собственным входом и может быть изолировано. Такое подобие невысокой комфортной городской улицы.

Все фасады выкрашены в черный цвет, но обилие витражного остекления, отсутствие карнизов и оконных обрамлений создают иллюзию невесомости зданий, которые словно размываются в природном ландшафте местности. В скатах крыши прорезано множество «слуховых окошек», а фасад изобилует полукруг­лыми ампирными арками. Интерьер светлый. В нем доминирует теплый оттенок натурального дерева.

Ресторан со стороны парковки решен как скатная кровля с башней, напоминающей часовую, но без часов, а с круглым, из мелких реек, элементом на фасаде. Во внутренней отделке ресторана деревянные зигзаги и красная керамическая облицовка, лаконичный декор, который снижает степень пафоса от здания-крепости и позволяет воспринимать поиски национальной идентичности в архитектуре в наше непростое время по-доброму иронично.

«Здания, органично вписанные в ландшафт, – тренд современных веяний в архитектуре. Такой всплеск интереса к органической архитектуре в обществе обусловлен желанием человека стать частью окружающего мира. Основные признаки современной органической архитектуры – это низкий силуэт, использование экологичных материалов, покрытая ковром трав крыша, обилие остекленных поверхностей и многое другое. Все это в той или иной мере присутствует и на «Кудыкиной горе», – резюмирует Сергей Георгиевский.