У моста на Яузе: адрес

Изучаем сохранившийся уголок старой Москвы

«Наша следующая точка на карте столицы – Яузская улица, дом 1, – рассказывает создатель интернет-сообщества «О Москве и москвичах» Дмитрий Кошлаков-Крестовский. – В начале XVIII века дом и участок по Яузской улице, 1 принадлежали Афанасию Абрамовичу Гончарову, прадеду жены Александра Сергеевича Пушкина.

Угловой дом с его изящным четырекхолонным портиком чрезвычайно живописен. Его автором, несомненно, был мастер высокого вкуса, возможно, Жилярди или Григорьев. Дом строился в 1820-1824 годах для профессора права Московского университета Смирнова, разбогатевшего, правда, совсем не благодаря преподавательской деятельности: он был активным и опытным советчиком и ходатаем по коммерческим делам у крупных купцов.

За указанным домом, долгие годы сохраняя свой первозданный вид, размещалась каменная лавка, обустроенная по всем правилам того времени. И это, пожалуй, единственный и интереснейший образец старинного торгового помещения, сохранявшегося долгие годы. Торговые помещения сдавались оборотистым хозяином внаем.

Полностью сохранилась лишь левая сторона улицы с ее элегантными зданиями конца XVII – начала XIX вв. Это большая редкость для Москвы – практически целостное сохранение исторической застройки!

Сама улица очень короткая и является продолжением Солянки от Яузских ворот до реки Яузы. И, надо заметить, за годы она изменилась чрезвычайно. В 1940 году, когда строился новый 40-метровой длины и 36-метровой ширины Астаховский мост с подъемной эстакадой, ее расширили вдвое, а осенью 1975 года весь квартал справа, до самого Большого Устьинского моста, снесли и на его месте разбили сквер. В результате взору москвичей и гостей столицы открылся вид на устье Яузы и противоположный берег Москвы реки.

К счастью, сохранилось главное – левая сторона улицы с ее стильной застройкой конца XVII – начала XIX веков. Это большая редкость для Москвы – практически целостное сохранение исторической застройки! Если же добавить сюда еще и дом №15 по улице Солянка, то образуется панорама нетронутого перестройками уголка старой Москвы.

Астаховский мост, к слову сказать, получил свое имя неслучайно: в февральскую революцию 1917 года, когда к центру двигалась мощная рабочая демонстрация, на мосту полицейским приставом был наповал убит 19-летний рабочий завода Гужона (будущий «Серп и Молот») Илларион Астахов, шедший в первых шеренгах. В его память мост и ближайший переулок переименовали в Астаховские.

(Публикация подготовлена совместно с НЦ «Цивилизация Москва» и РОО «ЗНАК»)

Читайте также