Сказочный Шварцвальд

В отеле Bareiss посещение волшебника включено в программу отдыха

От французского Страсбурга до немецкой деревушки Миттельталь, где расположен отель Bareiss, всего 70 км. Однако въезд на земли Шварцвальда невозможно не заметить: перед глазами возникает пасторальная картина, на которой уютные сельские домики растворяются в зелени бархатных лугов и холмов, плотно поросших хвойным лесом.

Здесь, в северной части Черного леса, в 1951 году вдова, воспитывавшая двоих детей, основала скромный отель с шестью комнатами. «Моя мать была волевой женщиной, и нам повезло, что в конце 50-х Шварцвальд стал популярным местом отдыха среди немецких буржуа», – вспоминает нынешний владелец Bareiss Герман Барейс.

Семья Барейс родом из Миттельталя. Герман признается, что был воспитан на местных сказках и «верит в чудеса». Впрочем, одним сказочным везением объяснить успех этого семейного предприятия, разумеется, невозможно. Прежде чем перенять управление гостиницей из рук матери, Герман основательно изучил гостиничное дело, поработав несколько лет в лучших французских оте-лях. А уже войдя в семейный бизнес, он с истинно немецкой пунктуальностью из года в год не переставал вносить улучшения: строить и перестраивать, закупать новинки, разбивать сады.

Так возле отеля появился детский городок с похожими на пряники домиками, а инфраструктура главного корпуса отеля столь самодостаточна, что при желании позволяет жить практически автономно. Три ресторана: Dorfstuben с его простыми и вкусными региональными блюдами, Kaminstube, предлагающей европейскую кухню, и гастрономический мишленовский Bareiss, где процессом заведует талантливый немецкий повар Клаус Петер Лампп, предлагают выбор на все вкусы и случаи жизни.

В спа с его пятью бассейнами и саунами, зимним садом и кабинками для процедур можно без труда провести полдня. Обширный парк отеля с озерами, мостиками, извилистыми тропинками и скамейками, обращенными к опушке леса, позволяет совершать дневные и вечерние моционы, что после щедрых порций в местных ресторанах бывает весьма кстати.

Еще в юности Герман лелеял мечту расширить семейное владение, «прихватив» (на законных основаниях, конечно) территорию леса. В 2003 году он реализовал свою задумку: приобрел стоящую в лесу старинную заброшенную ферму Morlokhof, основанную еще в 1789 году. Ранее здесь проживало пять поколений семейства Морлок – самых легендарных в регионе магов и целителей. Большой фамильный дом, выстроенный из окладистых бревен, пережил многие исторические потрясения и не пострадал даже во время интенсивных авиабомбежек Второй мировой войны. Однако в итоге на полную реставрацию заброшенной фермы и облагораживание окружающего сада ушло целых три года.

Впрочем, это время было потрачено не только на реконструкцию, но и на разбор архивов семьи Морлок. В частности, в доме были найдены древние книги, знахарские рецепты и снадобья, а «однажды мы обнаружили деревянный ящичек со 132 рукописями на латинском и иврите», рассказывает Герман Барейс.

К старинным рецептам целителей Герман отнесся с вниманием и почтением, и некоторые из них даже были приняты на вооружение. Так, например, один из рецептов послужил для создания фирменного ликера Krauterlikor, способствующего улучшению пищеварения и укреплению организма. Особый травяной сбор теперь используется в гостиничном спа для процедур, направленных на улучшение кожи лица. «Были рецепты, которые мы воспроизвести не смогли, так как в них входили вредные вещества вроде ртути», – поясняет Герман.

Старожилы из Миттельталя рассказывают, что у семейства Морлок были особые методы лечения. Якоб Фридрих Морлок, самый известный маг и целитель, ныне строго взирает на посетителей Morlokhof с фотопортрета. Это он снабжал солдат заговоренными письмами-оберегами, лечил людей от самых разных недугов. Согласно преданиям, однажды к нему пришла женщина, жалующаяся на боли в желудке. Морлок взял живую форель и положил ее на тело больной, пообещав, что, когда рыба умрет, ее страдания кончатся. Надо ли говорить, что так оно и вышло?

Как бы ни относились жители Миттельталя к истории магов из семейства Морлок, восстановление старой фермы они восприняли с радостью. Внутри дом походит на музей быта зажиточных немецких крестьян земли Баден-Вюртенберг. Обстановка простого, но уютного бытия воссоздана в мельчайших деталях: чугунные печи, домашняя утварь, окладистая деревянная мебель, накрахмаленные вышитые скатерти и салфеточки, старинные черно-белые фотографии членов семьи Морлок и, конечно же, часы с кукушкой, производством которых гордятся местные ремесленники. По вторникам на ферме организуется большое чаепитие, а вечером по четвергам всех желающих приглашают на ужин при свечах.

Действие знаменитой сказки Вильгельма Гауфа «Ледяное сердце» происходило здесь, в Шварцвальде

Среди посетителей усадьбы Morlokhof не только постояльцы отеля Bareiss, но и любители турпоходов, ведь по всему Шварцвальду проложено множество пеших маршрутов. На пересечении главных из них, в лесу, в часе ходьбы от Morlokhof, расположено шале Sattelei. Семья Барейс скромно называет Sattelei «лесным пристанищем», хотя на самом деле ладное деревянное шале с просторной террасой – престижный ресторан, принадлежащий отелю, где останавливаются на обед или чай отнюдь не стесненные в финансах путники.

Здесь фраза «пир горой» приобретает свое конкретное воплощение: в меню лучшие немецкие яства, разнообразие блюд с дарами леса, грибами и ягодами и непременно местное пиво, что на землях Шварцвальда производят на протяжении столетий. Наименование десертов огромно: от штруделей с яблоками, вишней, абрикосами до рулетов, пирожных, пряных кренделей и рассыпчатого орехового печенья. Однако самым легендарным десертом является пирожное «Черный лес», рецепт которого придумали в Шварцвальде. «Пирожное символизирует местный девичий костюм. Черный бисквит – это женская юбка, сливочный крем – белая блузка, вишенки – шляпа с бордовыми помпонами», – поясняет один из официантов Sattelei.

...Если остаться в шале до сумерек, можно увидеть, как пламенеющий закат скрывается за черными силуэтами гигантских елей. Постепенно лес погружается в кромешную тьму, а растворенную в воздухе тишину изредка нарушают тревожные крики птиц. Вот когда становится понятно, как родились местные легенды и почему действие сказки Вильгельма Гауфа «Ледяное сердце» происходит именно здесь!

Однако не стоит опасаться Михеля-великана: за самыми последними посетителями Sattelei заботливые Барейсы посылают машину. Спокойная и уютная атмосфера отеля разогревает сердца, и о полученных впечатлениях напоминает лишь румянец на щеках да необъяснимое ощущение сказки.

Читайте также