Музей магии: маршрут

Это единственное учреждение культуры в Европе, где представлены все виды фокусов и иллюзий

Всамом центре французского города Блуа, напротив королевского замка, стоит, казалось бы, ничем не примечательный особняк. На самом деле он весь пронизан чудесами. Раз в час он словно оживает: под лязг, скрежет и какие-то потусторонние звуки из окон появляются золотые головы дракона, а из мансарды выглядывает длинный драконий хвост. Головы поворачиваются во все стороны и клацают зубами, гигантские когтистые лапы ломают ограждения балкона, пугая присутствующих. Через десять минут все заканчивается, и дом приобретает свой первозданный вид.

Это простое и в то же время необычное здание – Музей магии. Он носит имя выдающегося фокусника, часовщика и ученого Жан-Эжена Робер-Удена (1805–1871), который родился в Блуа. Драконов в 1998 году создали французские художники-инженеры Мишель и Жан-Пьер Хартманн – как раз к открытию музея.

Робер-Уден оставил такое значительное наследие, что почти все фокусники ХХ века старались равняться на него, – об этом пишет в своей книге «Как спрятать слона» (2003) иллюзионист Джим Стейнмейер. В честь Робер-Удена взял свой псевдоним «король эскапистов» Гарри Гудини. Имя французского мага гремело в Европе и после его смерти – так, его упоминает в своем романе «Призрак оперы» писатель Гастон Леру, а роман, между прочим, вышел в 1909 году! Улицы в Блуа, Бурже, Кане и даже Париже названы именем великого фокусника.

Он родился в семье часовщика Проспера Робера и с детства увлекался механизмами, но отец решил, что куда более успешную карьеру сын сможет сделать в качестве юриста. Получив образование, юноша стал клерком у нотариуса – мэтра Роже, но тот быстро разглядел талант Жан-Эжена и уговорил Робера-старшего разрешить сыну заняться часовым делом.

Работая часовщиком, Робер-Уден решил купить книгу о часовом деле, но в книжной лавке ему случайно выдали «Энциклопедический словарь занимательного естествознания». Это перевернуло жизнь молодого человека. Он увлекся фокусами, для них начал создавать механических кукол, с которыми выступал перед друзьями. Его слава росла, и вскоре ему стали поступать приглашения в богатые дома, куда Жан-Эжен получил доступ, в частности, благодаря браку

с дочерью известного парижского часовщика Сесиль Уден. Чтобы не затеряться среди однофамильцев, он по специальному разрешению правительства присоединил фамилию супруги к своей.

Несколько кукол-автоматонов, созданных Робер-Уденом, были показаны в 1844 году на Парижской промышленной выставке, где их увидел король Луи-Филипп. Благодаря покровительству монарха и других знатных людей фокусник в 1845 году открыл собственный театр. Его представления назывались «Фантастические вечера».

Робер-Уден совершил революцию в искусстве демонстрации фокусов. Вместо фигляра в ярком наряде, вынимавшего кролика из ящика с двойным дном, перед публикой предстал элегантный джентльмен, который тонко шутил с публикой. Он первым из фокусников надел фрак – с тех пор этот предмет одежды стал непременным атрибутом иллюзионистов. 

В знатных домах его принимали как равного: «волшебство» Робер-Удена было рассчитано на интеллектуальную публику, которую интересовали успехи технического прогресса. В своем театре Робер-Уден ставил эксперименты, в которых не было шарлатанства – лишь ловкость рук и волшебство иллюзий. 

Фокусник умело играл на интересе публики к научным открытиям. В середине XIX века как раз начали использовать эфир для наркоза. Врачи ожесточенно спорили, не опасно ли вещество для здоровья пациентов. И тут вдруг Робер-Уден прямо на сцене дал понюхать его своему сыну! После этого ребенок поднялся в воздух и завис над сценой. На следующий день газеты наперебой обвиняли фокусника в издевательствах над ребенком. Но, как известно, плохого пиара не бывает. Публика буквально ломилась на представление.

В 1856 году фокусник уже собирался уйти на покой, как к нему обратилось французское правительство. Просьбы была весьма странной – отправиться в Алжир, чтобы подавить мятеж. Страна с 1848 года считалась французской колонией, но исламские религиозные лидеры – марабуты – постоянно призывали к протестам, пугая людей своей магической силой: ходили по углям, глотали стекло. Робер-Уден отправился в Африку, чтобы доказать мощь метрополии доступным ему способом. 

Официальное открытие музея состоялось в 1998 году, а в 2003-м ему был присвоен статус «музея Франции»

И вот первое выступление. Робер-Уден вынес на сцену небольшой сундучок и предложил зрителям его поднять. Вызвался молодой, сильный араб, подбросивший сундук одним пальцем. Тут фокусник прошептал заклинание – и сундучок уже нельзя было оторвать от земли. Зрители не догадывались, что у ящика железное дно, а под сценой спрятан электромагнит. Марабуты были посрамлены.

Вернувшись на родину, фокусник поселился в своем доме в Сен-Жерве-ла-Форе близ Блуа, где писал книги и занимался наукой. Он провел у себя электричество, электрический звонок и сигнализацию против воров. Умер Робер-Уден 13 июня 1871 года от пневмонии. Болезнь спровоцировало горе: его сын Эжен, служивший в полку зуавов, погиб во время Франко-прусской войны...

В 1960-х годах внук Робер-Удена, Поль, решил создать в Блуа небольшую частную экспозицию, где выставил сохранившиеся в семье реликвии. В 1981 году коллекция была передана в дар городу и с 1985 по 1991 год экспонировалась в королевском замке. Она словно влекла к себе современных «волшебников», и в 1986 году один из известнейших французских иллюзионистов Жерар Мажа начал проводить в Блуа ежегодный фестиваль магических искусств. Это и послужило поводом для организации музея.

В 1990 году город купил дом 1856 года постройки и коллекция переехала туда. Помимо нее экспонатами стали вещи, купленные у известного мастера спецэффектов Жоржа Пруста, а также афиши XIX–XX веков. Официальное открытие состоялось в 1998-м, а в 2003-м учреждению был присвоен статус «музея Франции». С тех пор он получает государственную поддержку.

Музей магии разместился на пяти этажах. Осмотр начинается с цоколя, с зала «Ротонда». Она похожа на древнегреческий храм, где потолок поддерживают атланты и кариатиды. Здесь разыгрываются сценки с участием автоматонов, рассказывающие историю фокусов и трюков, – от изобретений Герона Александрийского, еще в I веке придумавшего автоматические двери, до приемов средневековых фокусников, не дававших покоя инквизиции. В зале оптических иллюзий на том же этаже – милые старые шутки типа картинки «Утка или заяц», а современные трехмерные иллюзии ждут посетителей на третьем этаже в зале «Галлюциноскоп», созданном Жераром Мажа. Надев виртуальный шлем, зритель попадает в «Тайный сад Робер-Удена», где встречает гигантские карты, волшебный апельсин, гипнотический взгляд…

Зал Робер-Удена расположен на втором этаже здания. Это самая большая часть экспозиции. Обставленный по моде XIX века салон помогает посетителям погрузиться в атмосферу того времени. Вдоль стен в нишах расставлены электрические и оптические приборы, которыми пользовался Робер-Уден. В одной из витрин хранятся чертежи его знаменитых механических кукол. Есть в зале и макет его дома в Сен-Жерве, и реконструкция его часовой мастерской. Всего тут собрано 170 подлинных предметов, принадлежавших Робер-Удену. 

Читайте также