Показатель ввода торговых центров в России вернулся на уровень 2003 года

Аналитики компании JLL пришли к выводу, что пандемия вернула показатель ввода торговых центров в России на уровень 2003 года. Абсолютный минимум новых качественных объектов также был зафиксирован в городах-миллионниках.

Согласно ее исследованию, по итогам 2020 года в России за исключением двух крупнейших городов страны (Москвы, Санкт-Петербурга) и Московской области введено 198 000 кв. м качественной торговой недвижимости, что является минимальным показателем фактически за всю современную историю развития рынка торговой недвижимости.

На отечественном рынке появилось семь новых ТЦ, и только один из них, KazanMall (54 000 кв. м GLA), открылся в городе-миллионнике. По сравнению с 2019 годом в городах с численностью населения более миллиона человек ввод качественной торговой недвижимости сократился на 68%.

«В 2021 году ожидается около 660 000 кв. м нового предложения, что включает в себя перенесенные с 2020 года проекты. Если все объекты появятся на рынке, ввод 2021 года более чем в три раза превысит показатель 2020 года. Тем не менее в связи с неопределенностью ситуации с продолжительностью пандемии девелоперы могут отложить запуск части проектов на более поздний срок. На 2022 год запланировано 335 000 кв. м качественных торговых площадей. Кроме того, фокус на рынке торговой недвижимости сместился с бурного строительства больших моллов в сторону реконцепции существующих устаревших проектов в городах с высокой насыщенностью торговыми площадями и строительства небольших окружных и районных торговых центров в городах, где спрос на них еще не удовлетворен», – комментирует Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL.

Читайте также