Партнерский материал*

Мы просто пытаемся разобраться, как жить, когда все вокруг меняется

Дарья Черкудинова много лет работала журналистом и редактором в деловых изданиях, а потом увлеклась подкастингом. За два года хобби превратилось в настоящую работу: Даша ушла из найма и вместе с друзьями запустила три подкаста. Узнали у Даши, из чего складывается классный подкаст, сколько времени занимает производство одного выпуска и зачем для этого залезать под стол.

Про развитие подкастов

Подкастинг в России — увлечение нишевое и пока понятное только определенной тусовке. Нас слушают передовые люди: они обычно первыми покупают только что вышедшие гаджеты или начинают пользоваться новыми сервисами. Для массовой аудитории подкасты все еще в диковинку. У меня до сих пор спрашивают: «Подкасты? Это что такое?» Сейчас, правда, уже значительно реже, чем год назад.

Вообще, я верю, что подкастинг повторит успех Ютуба, просто на это нужно время. В 2019 году наш первый проект «Норм» рос очень быстро, сейчас приток аудитории заметно замедлился. Это не потому, что подкаст стал хуже, просто теперь мы делим слушателей с другими классными проектами, которые появились за последний год. Я считаю, что это круто, ведь чем больше проектов запускается, тем больше людей вообще узнают про подкастинг. Появляется выбор, можно слушать то, что по-настоящему цепляет. За последний год вышло несколько отличных нишевых подкастов: про медицину, экологию, еду, даже про комнатные растения.

Как появился «Норм»

Первый выпуск подкаста «Норм» мы с моей соведущей Настей Курганской записали на кухне на обычный диктофон. Я рада, что это случилось так просто. Если бы мы с первого выпуска заморочились, он, возможно, никогда бы и не вышел. Концепция подкаста тоже родилась спонтанно, мы просто решили обсуждать то, что нас больше всего волнует, от чего нас бомбит. Хотелось вместе разобраться, как жить в эпоху, когда все меняется, когда нет ничего однозначно правильного или неправильного.

Эта концепция сохранилась до сих пор, а вот формат в процессе менялся. Например, мы быстро поняли, что нам не хватает просто разговора друг с другом и записи выходят довольно скучные. Тогда решили звать в подкасты гостей. Кроме того, мы начали обсуждать темы, в которых у нас с Настей просто нет опыта, нам сказать нечего. Будет довольно странно, если, например, в выпуске про ЛГБТ мы сядем вдвоем и начнем рассуждать, как их представителям живется в России. Поэтому теперь мы часто даем слово другим героям и выступаем уже больше как наблюдатели.

Что такое крутой подкаст

Хороший подкаст сделать не так уж сложно. Для этого нужно три вещи: хорошая тема, хороший разговор и приличный звук.

Хорошая тема — та, что вас искренне волнует. Иначе просто ничего не сработает: представьте, что вы раз за разом в течение часа разговариваете о том, что кажется вам скучным и не цепляет.

С хорошим разговором здорово помогает соведущий. Круто, если у вас получится сыгранный дуэт, чтобы между вами случилась химия. Тогда вы не будете стесняться, сможете иногда перебивать друг друга, шутить.

Еще желательно позаботиться о звуке. В принципе, неплохо записаться можно и на диктофон в iPhone. Только нужно понимать, как его поставить, как близко держать ко рту. А записывать нужно в очень тихом помещении, на записи может быть слышно даже жужжание светодиодной лампочки над головой.

Про запись

Наше техническое оснащение за два года сильно изменилось. Начали мы с простого диктофона и записи дома, но быстро поняли, что далеко так не уедешь. Иногда было слышно, как под нами скрипит стул, или мы неправильно выставляли микрофоны и голос звучал то громче, то тише. В общем, это все было страшно неудобно, мы нашего слушателя уважаем и так мучать его не хотели.

Чтобы разобраться с техникой, мы вступили в разные чаты, где сидят маститые подкастеры и рассуждают про модуляции и характеристики микрофонов. Я читала термины, которыми нас засыпали, и вся скукоживалась. Думала, что нам никогда не справиться.

Но мы справились — оказалось, что на нормальном уровне для записи голоса хватает мощного диктофона, который можно купить за 10 тысяч рублей, или нормального микрофона, который стоит примерно столько же. А чтобы избавиться от посторонних звуков в подкасте, мы переехали в студию. Во время карантина, правда, пришлось вернуться к домашней записи. Но мы быстро освоились, и, по моими ощущениям, качество не пострадало. Для хорошей звукоизоляции, правда, приходилось залезать под стол и накрывать его одеялом.

Когда работаешь со звуком, людьми и их историями, очень важно, чтобы техника не подводила. У нас несколько раз во время записи пропадала вторая дорожка. Гостя слышно, а меня нет. Или было, что я записала три интервью и только потом обнаружила, что карта памяти сломана и диктофон только делал вид, что запись идет.

Про Asus ZenBook ProDuo

Важнее всего для меня, чтобы все работало быстро. У нас один выпуск — это примерно 5 часов сырого звука. Нужно все прослушать, собрать из кусочков. Программы для монтажа звука, конечно, не такие тяжелые, как для видео. Супермощностей не нужно, но без современного ноутбука не обойтись. У Asus ZenBook ProDuo мощный процессор, программы работают быстро, монтаж звука он точно потянет. Еще для меня важны мелочи, вроде USB-разъема, потому что через него подключаются микрофоны. Мы часто пишем сразу на ноутбук.

Хочется, чтобы техника была максимально легкой, потому что я всегда таскаю свой ноутбук на лекции, выступления, записи. По этой же причине важна прочность. Я не самый аккуратный человек, часто роняю ноутбук или обо что-то ударяю. У ZenBook ProDuo внизу нескользящие полосы — это круто. Для подкастера рабочим местом может быть что угодно, иногда буквально работаешь на коленке. Так что устойчивость важна.

Еще у него есть интересная особенность — полноценный второй экран над клавиатурой. Когда монтируешь, всегда надо сверяться с общим планом выпуска. Сейчас мы делим экран на две части. В ZenBook ProDuo можно на нижний экран вывести документ с планом и всегда держать его перед глазами, а на верхнем — свободно монтировать.

В Asus ZenBook ProDuo встроен хороший микрофон — запись на диктофон выходит чистой. Иногда бывает, что нужно срочно кого-то записать, а микрофона с собой нет. Этот ноутбук мог бы здорово выручить в таких ситуациях.

Если фантазировать про идеальный ноутбук, то мне нужен такой, в котором есть софт, способный одним кликом убирать из звуковых дорожек «э», «бэ», «мэ» и других паразитов. Сейчас на это уходит очень много времени.

*Материал опубликован на правах рекламы.
Читайте также