Как сетевой мир стал реальным

Блогеров и знаменитостей призвали на службу обществу

Попытки остановить пандемию коронавируса с помощью строгого карантина полностью изменили мир. Как минимум на несколько месяцев и бизнес, и образование, и социальная жизнь уходят в онлайн. Интернет-компании получат миллионы новых пользователей, но не факт, что это поможет им заработать больше, чем раньше.

«Как минимум десять лет мы с этими дамами обедали каждый месяц, а сегодня мы проводим видеоконференцию», – написал в своем Instagram модный американский журналист, любимец знаменитостей Дерек Бласберг под фотографией экрана ноутбука с лицами нью-йоркских it-girls. Желанный гость модных показов, званых обедов и вечеринок с апреля, также же как и все другие резиденты Нью-Йорка, оказался на карантине, но не в изоляции. Скрасить одиночество ему помогали 990 000 подписчиков в Instagram, которых он призывал «сидеть дома, но «быть на стиле» – #stayathome but make at fashion.

По определению исследовательской компании TechJury, Бласберг – влиятельный инфлюенсер. Такой статус получают те, у кого в соцсетях от 100 000 до миллиона подписчиков. Когда перешагнет отметку 1 млн, то станет макроинфлюенсером. Для того же, чтобы стать инфлюенсером-звездой, ему потребуется как минимум 7 млн подписчиков. Зато тогда он сможет получать от $100 000 до $1 млн за каждый спонсируемый пост. Последняя цифра – это «ставка» самого высокооплачиваемого «инстаграмера», модели и предпринимательницы Кайли Дженнер.

Начинать зарабатывать на соцсетях, по сотне долларов за пост, можно уже с 5000 подписчиков – в статусе микроинфлюенсера. Когда их число будет в пределах 25 000–100 000, блогер будет носить статус «маленького инфлюенсера» и получать в среднем от нескольких сотен до тысячи долларов за пост, обещает TechJury.

Кстати, становиться большой звездой в реальном мире инфлюенсеру необязательно. Люди в 10 раз лучше реагируют на продвижение брендов в блоге пользователя, не являющегося офлайновой знаменитостью. Публикации в соцсетях кинозвезд, спортсменов, шоуменов и т. д. привлекают больше внимания, но в пересчете на вложенные деньги обеспечивают меньше продаж, отмечают эксперты TechJury.

Мнение блогера стоит дорого. Индустрия инфлюенсеров в 2020 году на всех платформах вырастет до $10 млрд, предполагала TechJury, признавая, что это очень грубый прогноз, ведь в 2019 году оценки объема этого рынка колебались от $4,1 млрд до $8,2 млрд. Такой разброс объясняется неурегулированностью рынка: значительная часть платежей на нем не оформлена официально. Но если не об объеме, то о тренде говорить можно точно: этот сегмент растет невероятными темпами: в начале бума, в 2015 году, его объем не превышал $500 млн. В России сервис Epicstars оценивал рынок рекламы в Instagram в прошлом году в 10 млрд рублей.

Пандемия коронавируса неизбежно откорректирует прогнозы: вслед за болезнью идет экономический кризис, сравнимый, по самым мрачным прогнозам экономистов, с Великой депрессией. Но пока бренды продолжают сотрудничество с инфлюенсерами, более того, теперь почти вся маркетинговая активность компаний невольно переместилась в интернет: других вариантов для продвижения товаров и услуг в условиях карантина почти не осталось.

Больше всего средств маркетологи тратят на Instagram. По данным агентства Statista, в 2018 году в 78% случаях именно эту соцсеть инфлюенсеры выбирали как основную платформу для совместных проектов с брендами. Требующий более сложных технических навыков видеосервис Youtube в качестве основной платформы для рекламного контента использовали только 4% блогеров, а Facebook – только 2%. Сейчас к этим платформам быстро приближается по уровню доходов уже обогнавшая их по популярности сеть коротких видео Tik-Tok. Самый высокооплачиваемый русскоязычный пользователь этой сети, 20-летняя Дина Саева, благодаря 7 млн подписчиков заработала за год 10 млн рублей, подсчитал Forbes.

В 2020 году рекламе в соцсетях и индустрии инфлюенсеров предрекали бурный рост. Но все изменил коронавирус. После того как людей по всему миру обязали сидеть дома на карантине, интернет-трафик резко вырос. Но бенефициарами этого роста пока стали не столько развлекательные ресурсы, сколько мессенджеры, сервисы для удаленной работы и обучения и социальные проекты. Многие из них значительно расширили список бесплатных услуг для оказавшихся в изоляции пользователей. Ведь в условиях пандемии соцсети стали не просто средством общения, развлечения и заработка, но и важнейшими информационными каналами, необходимыми для выживания и сохранения психологического здоровья. Так, гендиректор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Аданом Гебрейесус отметил важнейшую роль соцсетей и мессенджеров в информировании населения о мерах по защите от коронавирусной инфекции.

Деловая жизнь тоже ушла в интернет. В России, после того как компании начали с 16-17 марта начали массово переводить сотрудников на удаленный режим работы, как показали подсчеты SimilarWeb для РБК, резко вырос трафик мессенджеров, сервисов по организации видеоконференций и сайтов по удаленному обучению.

Быстро выяснилось, что в удаленном режиме люди работают на два часа больше, чем в офисе, отметил Bloomberg. Самыми большими трудоголиками оказались жители США: они увеличили свой рабочий день в среднем на 3 часа, или на 40%, – и теперь сидят за компьютером по 11 часов.

Становиться большой звездой в реальном мире инфлюенсеру необязательно. Люди в 10 раз лучше реагируют на продвижение брендов в блоге пользователя, не являющегося офлайновой знаменитостью.

Из всех ресурсов, данные которых запросил РБК, с первой недели перехода на домашний формат сильнее всего вырос трафик у сервиса онлайн-обучения Coursera: количество посещений сайта с середины марта увеличилось в четыре раза. У сервиса видеоконференций Zoom число посещений выросло в два-три раза, у Skype – в два раза. Базирующаяся в Калифорнии Zoom Video Communications из-за огромного интереса к ее платформе увеличила к началу мая свою капитализацию до $40 млрд – это чуть ли не в 2,5 раза больше, чем год назад. К апрелю платформой ежедневно пользовались 200 млн человек – хотя еще в декабре их количество не превышало10 млн. У Skype число ежедневных пользователей выросло с 20 до 40 млн.

Школы по всей России перешли на дистанционное образование, что потребовало резкого увеличения мощности и негосударственных образовательных платформ, говорит гендиректор крупнейшей интерактивной платформы онлайн-образования «Учи.ру» Илья Паршин. Компания предложила всем школам бесплатный сервис «виртуальный класс», позволяющий в личном кабинете на платформе учителям и ученикам видеть и слышать друг друга, демонстрировать документы, презентации, электронные учебники и использовать виртуальный маркер.

К ресурсам платформы обратились 8 млн учеников, что составило 50% от всех российских школьников. Единовременно на сайте «Учи.ру» могли находиться 240 000 учеников, что в восемь раз превысило предыдущий рекорд. В сравнении с «докарантинным» временем количество учеников, активно использующих платформу, выросло с 4 млн до 8 млн, учителей – с 250 000 до 350 000, а родителей – с 2,5 млн до 3,5 млн.

Компания не планирует монетизировать эти разработки, то есть доступ к сервисам «Учи.ру», которые были созданы в этот период, останется бесплатным для школ и учителей навсегда, говорит Паршин. Главное, что индустрия получит от кризиса, – это рост интереса к онлайн-образованию во всем мире, считает он.

Аудитория развлекательных ресурсов с момента перехода страны на дистанционную работу предсказуемо выросла, но все же не так сильно. Например, в России у принадлежащего «Яндексу» онлайн-кинотеатра «Кинопоиск HD» она увеличилась более чем на 50%, у Okko и Amediateka – на 30%, у more.tv – на 40%. Многие онлайн-кинотеатры и стриминговые сервисы предоставили пользователям возможность оформить на время самоизоляции бесплатную подписку. Аудитория телевизионных каналов подросла за то же время гораздо меньше – всего на 4–5%. А такие ресурсы видеоконтента, как Netflix, YouTube и Disney+, специально снизили качество своих видео, чтобы всемирная сеть выдержала большой наплыв пользователей.

«На наших глазах появились новые практики взаимодействия, поддержки и объединения людей», – отмечает консультант по стратегическому маркетингу и персональному росту Мария Тиунова. Возникли онлайн-бары – из «комнат» в сервисе для видеозвонков, куда можно пригласить компанию из 4–12 человек и выпить приготовленные дома напитки в компании видеособеседников.

По такому же принципу проходят кофе-брейки для удаленных команд, зум-флешмобы – когда коллеги проводят конференцию по сервису Zoom в одинаковой одежде, совместные глобальные дискотеки и караоке со звездами. Робби Уильямс несколько дней подряд пел в соцсетях песни по заказу подписчиков, Наоми Кэмпбелл и тренеры Леди Гаги онлайн проводили домашние тренировки, знаменитости раздавали советы по правильному питанию и рассказывали, чем занять детей на карантине. А крупнейшая российская соцсеть «В контакте» под хештегом #лучшедома, организовала платформу для выступления артистов.

Музеи по всему миру также открыли сетевой доступ к своим коллекциям, концертные залы и театры дают представления в прямой трансляции. Фотографии пианиста Дениса Мацуева, сыгравшего первый онлайн-концерт в Московской филармонии на фоне абсолютно пустого зала, облетели все информагентства мира.

И пусть все эти мероприятия пока не приносят дохода их организаторам, зато они выполняют важнейшую социальную миссию – помогают миру, оказавшемуся в самоизоляции, не сойти с ума.

Читайте также