Музей велосипедного дела в России: адрес неизвестен

В коллекции Андрея Мятиева – 800 моделей разных лет. Но своего здания у музея нет. Почему?

Помните фильм Карена Шахназарова «Цареубийца»? Там чекист Яков Юровский, роль которого исполняет британский актер Малкольм Макдауэлл, передвигается на велосипеде рижской марки P. Ozolnieks 1928 года выпуска. Изящный экземпляр, один из символов довоенной Латвии, для съемок предоставил Андрей Мятиев, глава Музея истории велосипедного дела в России. Оценив по достоинству машину и ее состояние, актер прислал Мятиеву благодарственный отзыв.

Киношники, к слову сказать, часто пользуются услугами коллекционера. Экспонаты из музея Мятиева стали «звездами» драмы Алексея Германа «Хрусталев, машину!» и мелькали в телесериале «Демон революции» о Владимире Ленине, большом любителе велосипедных прогулок.

В коллекции Мятиева более 800 велосипедов различных времен и эпох, от спортивных до прогулочных, модели, принадлежавшие известным велогонщикам. «Я называю велосипед социокультурным феноменом. Ни одно транспортное средство не создавало вокруг себя столько видов человеческой деятельности. Он занял особое место в жизни человека и по-прежнему его сохраняет. Велосипед дает человеку возможность путешествовать независимо ни от кого и ни от чего», – говорит Мятиев.

Cвою коллекцию Андрей начал собирать еще в 1987 году, в школьном возрасте, а первые велосипеды делал из найденных на дачах запчастей. Позже, попав в московский клуб «Следопыты автомотостарины» (САМС), он соорудил собственный первый музейный экземпляр. Найдя раму от трофейного немецкого велосипеда, смог разыскать и другие недостающие детали. Так, вспоминает Мятиев, он сосредоточился исключительно на велосипедах.

В 1988 году Андрею удалось найти первый «интересный» экземпляр, который он купил на сэкономленные деньги. Это был велосипед, созданный итальянской компанией Вianchi в 1936 году. Как рассказали коллекционеру владельцы машины, велосипед привез из командировки советский дипломат, впоследствии попавший под каток сталинских репрессий. Во время обыска чекисты даже прокололи шины в поисках якобы спрятанных там бумаг. Многие годы велосипед так и простоял в доме: подходящих шин для него в Москве так найти и не смогли.

Подобных экспонатов, которые хранят в себе историю страны, в коллекции Мятиева много. На каждый экземпляр он заводит отдельную карточку, в которой фиксирует все важные этапы истории железного коня: «Приобретая велосипеды у людей, я прошу рассказать биографии тех, кто ими владел. Люди все разные, кого-то интересует просто возможность продать велосипед, кого-то мотивирует то, что велосипед сохранится в коллекции, а вместе с ним и память об их предках», – рассказывает коллекционер.

У Мятиева имеются велосипеды фактически всех стран и народов: здесь и французский образец 1865 года, получивший название Bone Shaker – «костотряс», немецкий велосипед-«паук» из Нюрнберга 1885 года выпуска с огромным передним и небольшим задним колесом и американская модель Waverley 1898 года производства компании Indiana Bicycles Co. Велосипед – в оригинальном состоянии и выглядит вполне современно. Машина хорошо известна благодаря рекламному плакату, изображающему сидящую на ней девушку со слегка обнаженной грудью. Плакат Waverley Cycles был создан для французской аудитории всемирно известным художником и дизайнером Альфонсом Мухой.

В отечественной части коллекции – экспонаты, изготовленные безвестными русскими мастерами еще до отмены крепостного права, среди них велосипед-«паук», созданный методом горячей ковки. В числе серийных моделей – «Дукс-Боевой» производства Фабрики велосипедов «Дукс» Ю. А. Меллера 1916 года. Подобные стояли на вооружении самокатных рот русской и ранней советской армии. Именно отсюда пошло и выражение «солдат-самокатчик». Велосипед этот – одна из жемчужин коллекции Мятиева. И единственный сохранившийся экземпляр данной модели в стране.

Андрей Мятиев, в коллекции которого и тысячи книг, документов и артефактов на велосипедную тему, – признанный специалист в Европе. Уже более 15 лет коллекционер является официальным представителем The International Veteran Cycle Association (IVCA) в России. Это международная организация, задача которой – сохранять историю велосипедного дела по всему миру.

В 2016 году благодаря Мятиеву заседание IVCA, где обсуждения чередовались с катанием на велосипедах, впервые прошло в Москве. На слет любителей исторических моделей съехались участники из 90 стран. За эти годы Мятиев провел сотни выставок по всей стране, однако собственного помещения у музея так и нет. Власти Москвы предлагали ему передать коллекцию городу, а в обмен предоставить подходящее помещение, но Мятиев не согласен на такую сделку. И его вполне можно понять.

Читайте также