Звуки и люди: как имя Dolby стало нарицательным

Рассказывает вице-президент по коммерческим партнерствам компании Dolby в Европе Хавьер Фонсияс

Пандемия и самоизоляция заставили людей отказаться от привычной жизни и остаться дома, и основным развлечением для многих стали кино и сериалы. В то время как многие отрасли полностью остановили свою деятельность, показатели стриминговых сервисов с каждым днем растут, а новый и эксклюзивный контент становится основным оружием в борьбе за зрителя. За любым фильмом или сериалом, который мы включаем вечером, стоит огромная индустрия.

И важная, хоть и зачастую незаметная для зрителя, часть этой индустрии – технологии. Именно благодаря мы получаем качественные звук и картинку. Логотип Dolby появляется в титрах голливудских фильмов настолько часто, что мы решили поговорить с вице-президентом компании по коммерческим партнерствам в Европе Хавьером Фонсиясом о том, как с помощью сложных технологий рассказывать простые истории.

Давайте начнем издалека. Как вообще шла аудиоэволюция?

В самом начале все было просто: одна колонка. Вы записываете, она воспроизводит. Затем появилась идея сделать стереозвук, который будет звучать лучше, ведь у нас два уха. Следующий шаг – звук, который окружает тебя, как если бы это было в естественной среде. Так мы пришли к «сурраунду» – это аудиосистемы 5.1, 7.1. и т. д. Вы ставите больше и больше динамиков для своего домашнего кинотеатра, и все начинает зависеть от того, сколько вообще колонок вы хотите установить. А затем появился так называемый иммерсивный звук – Dolby Atmos. Главная особенность технологии Dolby Atmos – мы воссоздаем звук именно таким, каким он был в реальности.

К примеру, птица – она перемещается, и мы записываем те звуки, которые она издает, описываем место, где она физически находится по отношению к слушателю. Или вот собор со множеством ниш. Мы описываем, как звук резонирует от них и от потолка, и затем при воспроизведении оборудование воссоздает звук идентично. Это как в видеоиграх. Для них создается 3D-мир, и аналогично мы делаем со звуком – записываем его в 3D-формате, который мы называем иммерсивным. И потом, когда вы слушаете это у себя дома, вы получаете такой же звук, каким он был при записи.

В кинотеатре, где установлена наша система, воспроизводить проще: в зале можно разместить колонки в нужном количестве. Дома сделать такое уже сложнее: пространства меньше, и возможности саундбара значительно отличаются, поэтому здесь нужно техническое решение, которое поможет вашему мозгу думать, что птица летает вокруг вас – хотя физически колонок сзади вас может и не быть. Этот обволакивающий и погружающий многонаправленный звук базируется на записывании объектов, поэтому иногда его называют объектно ориентированным. 

То есть технологии основаны на игре с мозгом? 

Есть такая научная дисциплина – психоакустика. Важно учитывать в том числе форму ушей: она помогает понять, откуда точно идет звук. Например, собаки, когда слышат звуки, поворачивают уши, чтобы лучше понять направление.

Наш мозг воспринимает звуки в зависимости от того, откуда они исходят. Так что да, понимание, как работает мозг и как он воспринимает звук, – это ключ к тому, чтобы вы ощущали себя участником сцены фильма.

Как потребляют контент в разных странах?

Есть очень большая разница между рынками – в первую очередь она зависит от такого банального фактора, как размер жилого помещения. В большом доме, например, можно поставить много техники, колонок и ТВ с большой диагональю. Для небольших среднестатистических квартир люди ищут более компактное и практичное оборудование. Например, в Америке и Германии люди обожают домашние кинотеатры со множеством колонок. Во Франции, Испании или России для такого чаще всего нет места – и покупатели устанавливают телевизор, возможно, с большей диагональю, чем 40 дюймов.

Какие особенности у российского рынка?

Россия уникальна тем, что здесь есть несколько суперпопулярных брендов – производителей бытовой техники и россияне доверяют им. Например, в некоторых других странах покупатели не так сильно обращают внимание на бренды: они просто ищут хорошую цену. Я думаю, что в России людям нравится получать «высококачественные» впечатления – и это отражается и на кинотеатрах, – тогда как в других странах потребителю нужно что-то более доступное и бюджетное. Тем не менее Россия – очень большая страна, и, конечно, люди приобретают здесь самое разное оборудование. 

Что сейчас нужно купить человеку, чтобы получить дома лучшее из возможного звучания с технологиями Dolby? 

Мы стараемся сотрудничать с производителями потребительской электроники во всех ценовых сегментах. Самый простой путь – купить телевизор, который поддерживает обе наши ключевые технологии – Dolby Vision и Dolby Atmos. В России такие модели, например, представлены у Sony, LG, Philips. Если вы готовы потратить больше, то можно купить телевизор в комплекте с домашним кинотеатром и добавить AV-ресивер. Все зависит от бюджета. 

Если для просмотра контента вы используете компьютер, то в этом сегменте у нас также есть партнеры, поддерживающие технологии Dolby. Вот, например, у Apple есть планшеты и смартфоны, в которые внедрены Dolby Vision и Dolby Atmos. 

Как вы работаете со стриминговыми сервисами?

Это естественная эволюция. Я рассказывал об адаптации нашей системы для кинотеатров, но нашей работой было и решение того, как мы принесем ее в дома. Это было настоящим вызовом для нас. Представьте: фильм в кинотеатральном качестве полностью заполняет жесткий диск компьютера. А если загрузка ленты идет через интернет? Это не очень практично. Нашей главной задачей было адаптировать формат полнометражного фильма и сохранить впечатления от него в условиях домашнего просмотра. Как раз это подразумевает наша работа со стриминговыми компаниями. Сегодня направление home entertainment занимает большую часть моих задач. 

Грубо говоря, мы придумываем, как преобразовать акустическую систему из 60 динамиков в такую, где достаточно лишь саундбара или телевизора. На практике это можно проиллюстрировать так: вы берете громкоговоритель и кричите в потолок. Звук отражается и приходит к вам обратно – и вам кажется, что звук изначально шел с потолка. У нас есть сотрудники, которые занимаются исследованием того, как мозг реагирует на все, что он слышит и видит. Наша работа – на самом деле про эмоции. Мы придумываем инструменты для творческой индустрии, для сторителлеров – людей, которые делают фильмы, телевизионный контент, музыку. Мы создаем инструменты, помогающие им передавать чувства. В сегменте технологий для домашних развлечений очень важно сохранить эти эмоции.

Как вы работаете с конкурирующими друг с другом компаниями?

Ко взаимодействию с партнерами – будь то Netflix или Amazon – мы подходим с точки зрения экосистемы. Стараемся сделать так, чтобы все работали друг с другом не как конкуренты, а как разные части одной системы. Например, чтобы вы смогли наслаждаться Dolby Atmos или Dolby Vision дома, кто-то должен сделать для этого контент. И тут появляются стриминговые сервисы, киностудии и другие компании, которые занимаются созданием контента.

Во-вторых, должен быть кто-то, кто доставит вам этот контент – это следующее звено цепи. В России это Okko, Ivi, «Первый канал». Телевизионные компании – еще один этап. Далее следуют производители оборудования, а потом и программного обеспечения, чтобы корректно воспроизводить контент на том или ином девайсе. Мы как раз занимаемся тем, чтобы все эти процессы работали слаженно.

Насколько это трудно – работать со множеством брендов одновременно? 

Бренды нуждаются в других брендах. Но иногда они делают очень похожее оборудование. Мы предоставляем одни и те же технологии всем. Но есть компании, которые быстрее реагируют на последние технологии и внедряют их оперативнее других. Например, LG были первыми производителями техники, представившими в своих продуктах Dolby Vision. Многие компании сделали это на несколько месяцев позднее.

Это так же, как с людьми: кто-то любит быть в авангарде технологий, а другие более консервативны и с большей вероятностью примут новую разработку позднее – когда она уже будет одобрена рынком и потребителями. Но как и в примере про кинотеатры, быть первым – иногда значит прилагать больше усилий и расходов.

Тем не менее в какой-то момент инновации становятся массовыми – и тогда производители, которые хотят быть конкурентоспособными, снова начинают искать новаторские решения. Так цикл начинается с самого начала. 

Разработка – это непредсказуемое занятие. Иногда нам звонят из автомобильных компаний или каких-то других отраслевых предприятий с новыми идеями, предложениями или просто в поиске нестандартных решений для своих продуктов

Как это технически работает? Вы даете готовый продукт или разрабатываете что-то вместе? 

Наша стандартная деятельность – это так называемые пакеты разработки ПО (Software Development Kit – SDK). Если ваша компания хочет иметь дело с нашей технологией, мы дадим вам один из таких пакетов с ПО и тесты, чтобы убедиться, все ли работает как следует. Также мы снабдим вас примерами контента, который вы можете использовать для проверки. Ну и техническую поддержку, конечно, обеспечим. У нас есть инженеры по всему миру – они помогают нашим партнерам внедрять технологии. В Москве примером такого взаимодействия было сотрудничество с «Первым каналом» два года назад. В 2018 году в России проходил чемпионат мира по футболу, появилась идея провести трансляцию матчей с технологией Dolby Atmos – и «Первый канал» стал первой компанией в мире, которая это реализовала. Это, конечно, была очень сложная работа, поэтому мы отправили команду инженеров в Россию на несколько месяцев, чтобы наладить процесс и поддерживать его на протяжении всего чемпионата. Как видите, наше сотрудничество с партнерами зависит от поставленной задачи – где-то мы должны лично присутствовать и оказывать техническую поддержку, в более простых вопросах достаточно деловой коммуникации по почте.

Насколько сложно производителям контента сделать фильм в формате Dolby? 

Сложившийся алгоритм работы сводит все формальности и организацию процесса к минимуму. Вам достаточно заявить, что вы делаете фильм в формате Dolby, и пойти в сертифицированную студию. В России первым партнером компании стала киностудия «Мосфильм», именно там находилась первая сертифицированная студия звукозаписи в формате Dolby. В целом Россия очень продвинулась во внедрении Dolby Atmos, это сейчас один из передовых рынков. На сегодняшний день в России и СНГ насчитывается уже более 200 кинозалов, поддерживающих технологию.

Что дальше? После телевидения, студий и кинотеатров?

Сейчас в России мы сконцентрированы на работе с сервисами потокового вещания. Мы хотим сделать это «повседневным» бизнесом. Например, с упомянутыми Okko, Ivi, и другими стриминговыми сервисами. 

Как выбираются проекты для сотрудничества и кто за это отвечает? Сколько власти у локальных офисов? Что, например, может сделать московский офис на российском рынке?

Есть две ключевые группы, участвующие в этом процессе. Первая в большинстве своем состоит из инженеров-разработчиков и ученых. Помимо большой лаборатории в Сан-Франциско наши разработчики есть и в Германии, Франции, Швеции, Австралии. Dolby также недавно приобрела компанию Hybrik, разрабатывающую облачные сервисы. Мне известно, что на аутсорсе у нее в том числе работают инженеры из России.

Вторая группа, к которой отношусь и я, занимается коммерческими партнерствами. Наша задача – искать партнеров по всему миру, чтобы развивать технологии Dolby. В частности, мы определяем ключевые рынки, и Россия входит в их число.

Поэтому 10 лет назад, в марте 2010 года, был открыт офис в Москве, где есть свои инженеры, менеджеры по продажам и маркетингу. Одной из причин быстрого развития технологии Dolby Atmos в кинотеатрах в России как раз было то, что локальная команда почувствовала в этом направлении большой потенциал. Первый показ фильма в формате Dolby Atmos в России состоялся 13 февраля 2013 года – в кинотеатре «Кронверк Синема» «Сити Молла» в Санкт-Петербурге. Это была премьера фильма «Крепкий орешек – 5».

Где находятся главная лаборатория Dolby и ваши инженеры?

У нас около 700 инженеров и ученых по всему миру. Одни занимаются разработкой продуктов, другие работают с партнерами, чтобы эти продукты внедрить. Наша штаб-квартира расположена в Сан-Франциско. Но инженеры есть и в Лос-Анджелесе, рядом с Голливудом, – там они, конечно, преимущественно занимаются кинотехнологиями. Есть большой офис в Нюрнберге, где сосредоточено большинство наших аудиоинженеров, работающих с аудиотехнологиями. У нас также офисы в Берлине, в Швеции, в Барселоне, на юге Франции, в Австралии. Мы стараемся глобализировать свое присутствие и развивать продукты там, где мы видим для этого возможности и можем найти хороших специалистов. Часть наших инженеров, конечно, должна находиться там же, где и наши покупатели. Поэтому инженеры есть и в Москве – они сфокусированы на работе с российскими партнерами.

Скажите честно: вы когда-нибудь хотели поработать инженером в Dolby? 

Я инженер по образованию. И даже учитывая то, что я не работаю по специальности, я очень много сотрудничаю с инженерами. Я так же, как и все технические специалисты, посещаю тренинги, изучаю новые технологии. Это здорово – трудиться в компании, создающей инновационные продукты и быть в курсе последних разработок. 

Dolby занимается только звуком? И только коммерческими проектами?

Так как мы большая компания со множеством разработок, то иногда мы просто не знаем, что делать с некоторыми нашими идеями. Например, у нас есть технология для конференц-звонков через приложение Blue Jeans. Эта технология значительно улучшает качество аудио- и видеоконференций благодаря чистому и естественному звуку, обеспечивающему реалистичный опыт общения на расстоянии. Изначально это была часть нашего проекта для видеоигр – там люди активно общаются, иногда кричат. Мы разработали ее, чтобы помочь игрокам лучше понимать друг друга. А потом мы подумали, что это могло бы быть полезно не только в играх, но и для видеоконференций. И начали переговоры с компаниями, занимающимися этим. Так мы и стали успешно сотрудничать с Blue Jeans. Разработка – это непредсказуемое занятие. Иногда нам звонят из автомобильных компаний или каких-то других отраслевых предприятий с новыми идеями, предложениями или просто в поиске нестандартных решений для своих продуктов.

Каким будет звук через 30 лет?

Вопрос в том, как он будет взаимодействовать с различной окружающей обстановкой. Мы уже говорили о фильмах, видеоиграх и телевизорах, но есть еще музыка. Dolby во многом изначально о музыке – о том, как сделать звуковую запись так, чтобы в ней было меньше шумов. С этого начиналась компания Dolby. И нам важно, чтобы музыка хорошо звучала и в ваших наушниках, и в смартфонах. Это сложно, потому что наушники могут быть не очень высокого качества, равно как и связь или интернет в том месте, где вы находитесь. Как, например, мы работаем с музыкальными компаниями? Мы вместе исследуем звук, каким он должен быть в том или ином девайсе, как он должен звучать, если вы едете в автобусе или автомобиле. Наша цель – подарить пользователю максимум эмоций и впечатлений от качественного звука, где бы он ни находился.

Читайте также