Технологии будущего и автомобилестроение: кто кого

Ситуацию оценивает автоэксперт Андрей Осипов

Jaguar Land Rover анонсировал разработку программного обеспечения для автономных транспортных средств будущего – оно поможет бороться с укачиванием пассажиров. Может ли человек оказаться лишним в процессе разработки автомобильных технологий, призванных обеспечить комфорт в салоне?

Легенда гласит, что Берта Бенц, совершая 5 августа 1888 года первый в истории автопробег, по ходу дела была вынуждена использовать подвязки в качестве техпомощи – так появились тормозные колодки. С тех пор, с легкой руки этой дамы, путешествия на машинах становились все более безопасными и комфортными. Фрау Берте, однако, едва ли пришлось бы по душе соображение одного ведущего инженера китайской компании Huawei, высказанное 132 года спустя: «У нас есть технологии, позволяющие беспилотным автомобилям перемещаться со скоростью 200 км/ч на расстоянии 5 см друг от друга. Реализовать их уже сейчас не мешает ничего, за исключением одного – человека, как самого непредсказуемого элемента системы».

Парадоксальность развития современной авто-мобильности заключается в соединении несоединимого – строгой цифры, чередования нолей и единиц с вольным поведением, не поддающимся алгоритму. 

Впрочем, на текущем, «промежуточном» этапе может успокоить очевидное стремление обеспечить наилучшие условия для пребывания биологического организма в автоматическом средстве передвижения. «Автопилот не должен укачивать!» – решили в Jaguar Land Rover. Вестибулярный аппарат не обязан переживать дискомфорт даже в связке виражей, да и шампанское не должно пролиться. На решение непростой задачи нацелены лучшие инженерные силы. 

Как тут не вспомнить ЗИЛ-115, советский лимузин образца 70-х годов прошлого века. Была ведь у него балка вдоль всего кузова, рама и подвеска на торсионах имелась, чтобы смикшировать крены кузова при разгоне и торможении. Но это все «механика», которая скоро соединилась с «цифрой». Mercedes-Benz, к примеру, создал и внедрил электронно-гидравлическую систему Active Body Control, и кренов – почти как не бывало. И Rolls-Royce работает в том же направлении, и другие производители. 

Парадоксальность развития современной авто-мобильности заключается в соединении несоединимого – строгой цифры, чередования нолей и единиц с вольным поведением, не поддающимся алгоритму.

В соревновании интеллекта человеческого с интеллектом искусственным победителей не будет. Просто надо пережить не слишком уютное переходное время. Пока ты не можешь вполне доверять автомобильному компьютеру, а он начинает за тебя доруливать или тормозить в неподходящий момент. 

Но это пройдет. Очень скоро мы вновь научимся разграничивать функции – кто-то везет, а кто-то едет. Все просто. Кто-то просчитывает каждый шаг, а кто-то фантазирует и создает. В конце концов, по Сартру, «все сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно». 

Читайте также