Умные помощники спешат на помощь

Сервисы и боты взяли под контроль вкусы, финансы, здоровье и... чувства

Пандемия ускорила взаимопроникновение индустрий: развлечений – в здоровье, финтехсервисов – в e-commerce, соцсетей – в игры и фитнес-приложения. Перенос механик из одной сферы в другую приводит к размыванию индустрий и расширению количества сервисов, которые они охватывают. Производители постепенно смещают фокус с умных колонок на умные дисплеи и трансформацию рабочего пространства через VR-гаджеты. Одновременно расширяется функционал голосовых ассистентов, «населяющих» умные устройства: помощники превращаются в универсальных виртуальных дворецких. Отдельной ветвью «бесчеловечной» эволюции идут чат-боты.

В пандемию функционал умных помощников значительно расширился, этому способствует как занятость их хозяев, так и изменение привычного распорядка жизни. Так, Alexa теперь находит пункты вакцинации, охраняет дом и помогает в учебе, Google Assistant напоминает детям про домашку, а в отелях с помощью колонок в номерах можно узнать время работы бассейна или попросить дополнительные полотенца.

В ходе опроса Сбера 21% респондентов заявили, что пользуются сервисами для оптимизации расходов, еще примерно столько же – что готовы пользоваться ими в будущем.

В России, по данным Сбера, в прошлом году умными колонками пользовались только 21% россиян. Голосовыми помощниками – 63%. Семейство последних самый крупный банк страны не так давно пополнил Салютом – собственными виртуальными ассистентами с разными характерами: Сбер, Джой и Афина. Они базируются на мощностях SberCloud и постоянно проходят машинное обучение на крупнейшем в России суперкомпьютере «Кристофари» для повышения квалификации – чтобы понимать эмоциональный окрас вашей речи, контекст и т. д. «Живет» трио в девайсах компании и умеет поддержать разговор, заказать еду, записать к врачу, перевести деньги родственникам или оплатить счет.

У другого крупного игрока рынка – «Яндекса» в список функций «Станции.Мини» в прошлом году добавились заказ такси с разработкой маршрута и детский тренажер для развития речи.

Финансы

Быстрая эволюция финтехиндустрии совпала с пандемией, что еще сильнее ускорило изменения. Экономическая нестабильность вывела на первый план инструменты контроля и управления расходами – это уже не прерогатива вип-клиентов. По данным Financial Health Network, 67% американцев не умеют грамотно тратить и копить деньги, и финтехсервисы исправляют ситуацию.

Так, приложение Goalsetter помогает родителям обучать детей основам экономики через игровую механику: если ребенок правильно отвечает на вопросы в викторинах, родители выплачивают ему вознаграждение, оно переводится на его дебетовую карту. Российские банки тоже следуют тренду на финансовую осознанность: при недавнем опросе Сбера 21% респондентов заявили, что пользуются сервисами для оптимизации расходов, еще примерно столько же – что готовы пользоваться ими в будущем.

Мода и развлечения

Индустрия моды и развлечений, в свою очередь, освоила гибридный формат e-commerce – продажи во время стримов, их российские игроки переняли у китайских товарищей. В частности, Сбер запускал такой функционал в Зеленый день, 11 и 12 ноября прошлого года, когда отмечал свое 178-летие, а российский AliExpress в марте прошлого года запустил лайвстриминговый сервис AliExpress Live, когда пользователи могут смотреть интерактивные прямые эфиры со звездами, экспертами или блогерами, в ходе которых можно купить рекламируемые товары.

По данным Сбера, примерно лишь четверть россиян готовы покупать одежду и товары повседневного спроса в онлайне, а более трети респондентов все еще предпочитают личное общение в магазине.

Формат развлекательного шопинга предлагает не только стримы, но и виртуальные ТЦ и phygital-форматы. Стартап Zalando, в частности, сканирует тела и создает виртуального двойника Fision – на нем можно оценить, насколько хорошо будет сидеть та или иная одежда. Платформа Digital Mall of Asia предлагает виртуально посетить торговые центры крупных азиатских городов: прямо на сайте пользователи могут перемещаться по виртуальной 3D-модели магазинов.

Появляются сервисы шопинг-вечеринок, сочетающие возможности стримов и социальные функции. Американский Verishop запустил функцию Shop Party – с ее помощью при покупках на маркетплейсе пользователи могут общаться в видео- или аудиочате, шерить экран и вместе изучать продукты.

В России здесь еще есть куда расти: по данным Сбера, примерно лишь четверть россиян готовы покупать одежду и товары повседневного спроса в онлайне, а более трети респондентов все еще предпочитают личное общение в магазине.

Здоровье и фитнес

Прошлый год способствовал и переосмыслению классической ЗОЖ-концепции. Сегодня Health 360 – это забота о здоровье не с помощью врачей и больниц, а с помощью данных на руке и в смартфоне, а также с помощью искусственного интеллекта, основы телемедицины.

Одна из особенностей рынка – слияние фитнес-сервисов с развлекательными платформами. Самый яркий пример – возможности площадки Apple Fitness+, которая придет в Россию уже в ближайшее время. Она учитывает показатели активности с Apple Watch и предлагает индивидуально подобранные тренировки под музыку популярных музыкантов наших дней, а результаты фиксируются в экосистеме Apple.

HBO, в свою очередь, в партнерстве с Calm запустил получасовые расслабляющие ролики, которые соединяют видеоряд, музыку и текст, начитанный знаменитостями.

Домашние занятия фитнесом в целом приобретают развлекательный характер за счет геймификации. Так, новейший девайс Сбера – Сбербокс Топ – открывает возможности для виртуального фитнеса. Например, встроенное приложение для йоги Zenia дает доступ к интерактивным занятиям при любом уровне подготовки, а благодаря камере оно отслеживает правильность выполнения асан и подсказывает, как изменить положение тела, если что-то не получается. Еще одно приложение для спорта – WellBell дает доступ к видеозанятиям и лайфстримам с тренерами, а также совместным тренировкам с друзьями по видео.

Число пациентов телемедицины в прошлом году выросло до 5 млн. Согласно опросам Сбера, большинство россиян знают о таких услугах (67%).

«Данные с руки» помогают еще и в психологической и физической терапии. Она не требует посещения врача – а значит, дорогостоящие медицинские услуги становятся доступнее для пациентов. Например, Kaia Health разработал сервис, который отслеживает осанку с помощью камеры смартфона и предлагает упражнения против хронических болей в спине. Австралийский Paired помогает паре поддерживать здоровые отношения: приложение предлагает ежедневно проходить тест-опросы и отслеживать прогресс.

По данным компании «К-Скай», в 2020 году в цифровое здравоохранение в России было инвестировано более 3,3 млрд руб. – в 3 раза больше, чем годом ранее. Число пациентов телемедицины в прошлом году выросло до 5 млн. Согласно опросам Сбера, большинство россиян знают о таких услугах (67%), хотя доля реальных пользователей пока что низка (11%), и только 19% готовы пользоваться услугами телемедицины в будущем.

Социализация, хобби и личное

Пример чат-бота в «классическом» исполнении – сервис Citymate, который нацелен на самых занятых – обитателей района «Москва-сити». Он помогает раз в неделю превратить ланч или кофе-брейк в экспедицию за знаниями, найти единомышленников, вдохновляющих собеседников и встретиться с интересными людьми. После регистрации бот раз в неделю направляет случайным образом подобранного «соседа по району» из числа участников чата, подтвердивших желание встретиться. Дальше дело за вами – связаться и договориться о встрече или звонке.