Диджитал и мода: мнение

Говорит гендиректор компании «Мойсклад» Аскар Рахимбердиев

Пандемия дала мощный стимул для развития фэшн-индустрии во всем мире. Несмотря на закрытие магазинов, торговых центров в 2020-м, индустрия постепенно приходит в себя. А в 2022–2023 годах, прогнозируется, сможет вернуться на докризисный уровень.

Среди 60 000 наших клиентов как минимум 20% предпринимателей занимаются продажей одежды и обуви. Чтобы понять, как справились с кризисом все эти компании и справились ли, мы провели онлайн-конференцию «Модный бизнес в 2021 году», куда пригласили наиболее заметных игроков отрасли.

Так, по мнению основателя и визионера платформы Beinopen (Институт развития индустрии моды) Алексея Баженова, «модный» бизнес оказался одним из самых уязвимых (на протяжении полугода были закрыты многие торговые центры и бутики). Оттого и смог оперативно адаптироваться к новым правилам игры и в режиме реального времени реагировать на события в мире.

Онлайн-продажи одежды – самый первый и предсказуемый инструмент для спасения бизнеса в условиях пандемии. Всего за восемь месяцев доля электронных продаж модной одежды почти удвоилась с 16% до 29% во всем мире. И если бы не вынужденная ситуация, этот процесс занял бы не менее пяти лет.

За год ритейл совершил решительный сдвиг в сторону диджитал и технологий. По данным исследования, которое провел «Мойсклад» летом 2021 года, большинство российских ритейлеров продают посредством соцсетей одежду и обувь (26,8%). Сейчас в России появился новый сервис Instagram Shopping. Пока он работает в тестовом режиме, но со временем начнет функционировать как полноценный маркетплейс с возможностью оформлять покупку, не покидая соцсеть.

Учитывая то, что в России Instagram используют порядка 54 млн человек и в среднем открывают соцсеть 26 раз в день, сервис может стать хорошим инструментом для бизнеса. Опрошенные предприниматели в нашем исследовании отдают предпочтение сети Instagram, она занимает первое место по объему продаж среди других соцсетей – 44,2%.  

Можно отметить также тренд быстрого роста маркетплейсов, и сегодня именно на этих площадках происходят самые инновационные прорывы. Если говорить о ключах роста модного бизнеса в России, неких прорывных решениях, то их несколько. Россияне перестали во всем подражать Западу и, как никогда, хотят демонстрировать индивидуальность.

Покупая вещь в масс-маркете, ты не получаешь ничего, кроме самой вещи. А сегодня востребованы бренды, которые вместо «просто вещей» продают историю: не футболку, а футболку плюс сообщение. Эдакое слияние маркетинга и продаж. Другими словами, выигрывает та компания, которая лучше рассказывает истории.

Либо, например, еще такой интересный факт: опрос среди девочек-подростков показал, что масс-маркет для них скучен и мало интересен, все больше им хочется быть соавторами вещей, которые они смогут носить. Так у модных дизайнеров появилась идея кастомизации, возможности выбрать цвет, нашить инициалы, добавить свое фото или необычный принт. Один из проектов платформы Beinopen эту технологию внедряет в производство. Ведь современные маленькие бренды могут выжить, только четко понимая потребности аудитории.

В течение ближайших двух лет 3D-сканы тела и аватары появятся у нас всех, с этой задачей справится любой смартфон
Аскар Рахимбердиев
гендиректор и сооснователь компании «Мойсклад»

Время пандемии – время новых технологий. Одни марки наконец-то вышли в онлайн, другие внедрили прямые трансляции и видеочаты с обслуживанием клиентов и для покупок в соцсетях. Но наиболее продвинутые взяли курс на глобальную диджитализацию – один из важнейших ключей роста. Представьте, вы в Москве, а фабрика в Ульяновске. Вы хотите купить вещь, но не уверены, как она сядет по фигуре. Для этого уже есть и внедряется на фабриках технология виртуальной примерки 3D-CLO: лекала со всеми припусками сажают на виртуальную фигуру манекена и смотрят онлайн, как она себя ведет при движении.

Думаю, что в течение ближайших двух лет 3D-сканы тела и аватары появятся у нас всех, с этой задачей справится любой смартфон. Поэтому цифровое ателье, которое шьет одежду по индивидуальным 3D-сканам для нестандартных фигур, – это суперпередовая идея, которая позволит получить очень серьезное конкурентное преимущество.

Бесспорно, на рынок обуви и одежды повлияла и обязательная маркировка товаров. Сейчас маркируется вся обувь, пальто, кожаные изделия, блузки, некоторый трикотаж, шубы. В перспективе нанесение цифрового кода коснется всей одежды. Маркировка призвана очистить российский рынок от поддельной продукции, сделать его максимально прозрачным и гарантировать покупателю качество. А предпринимателям подарит шанс выровнять конкуренцию. А значит, получить возможности для роста своего бизнеса.

Читайте также