Бренды предложили нереальную одежду

Зачем модные марки осваивают виртуальную реальность и NFT?

До недавнего времени идея тратить реальные деньги на виртуальную одежду казалась применимой только для видеоигр, но не для остального мира. Например, популярная игра Fortnite, у которой более 250 млн пользователей по всему миру, по оценкам аналитиков, зарабатывает £220 млн в месяц на «скинах» – одежде, аксессуарах и аватарах персонажей. В целом эксперты прогнозируют, что к концу 2022 года этот рынок достигнет £36 млрд. 

О том, что игнорировать влияние гейминга на остальные индустрии невозможно, говорит даже тот факт, что в совокупности сфера видеоигр сейчас стоит больше, чем сфера кино и спорта. Отсюда и желание модных домов освоить альтернативную реальность. Так, прошлым летом Ralph Lauren выпустил виртуальную коллекцию одежды для аватаров в Snapchat; Louis Vuitton предложил наряды, а также мини-сумки, серьги и перчатки для персонажей игры League of Legends на основе женской коллекции весна-лето 2020; Burberry cоздала одежду и украшения для персонажей крупнейшей видеоигры Kитая Honor of Kings; а модный Дом Balenciaga в гейминг-формате представил целую осенне-зимнюю коллекцию 2021 года. 

Не отстает от конкурентов и Gucci, продавший виртуальную версию сумки Dionysus на игровой платформе Roblox за $4100, что на $715 дороже реальной версии изделия. Также итальянский бренд предлагает «примерить» и «носить» виртуальную одежду через устройства дополненной реальности – очки или шлемы. Одна пара диджитал-обуви в приложении Gucci обойдется в $11,99. За эту сумму покупатель получит загружаемую модель, которую можно использовать в онлайн-играх и социальных сетях. 

Эксперты отмечают, что цифровой образ может быть выполнен с применением форм и текстур, которые нереально воплотить и сложно носить в обычной жизни. «Цифровые коллекции расширяют возможность создания оригинального образа, то есть служат идее самоидентификации, как и вся мода в целом», – объясняет президент Национальной палаты моды и Mercedes-Benz Fashion Week Russia Александр Шумский.

«Через пять или, может быть, десять лет достаточно большую часть доходов модным брендам будут приносить цифровые товары», – уверен Сергей Архангельский, сооснователь и глава компании Wanna, в сотрудничестве с которой были созданы кроссовки Gucci. Он признается, что поставил себе целью фактически заменить фото продуктов чем-то более привлекательным и приближенным к шопингу в офлайне. 

Архангельский не одинок в своем стремлении: согласно опросу банка Barclays, уже сегодня каждый десятый покупатель приобретает вещи исключительно для создания контента. 

Эта технология может стать новым решением для ритейла: NFT позволяет отслеживать всю историю, стоящую за каждой из проданных вещей, и таким образом предотвратить появление подделок

Профессор психологии моды Лондонского колледжа моды Каролин Майер объясняет это тем, что люди запрограммированы на поиск новизны и «приятной эстетики». «Цифровые наряды способны удовлетворить эту потребность и повысить самооценку через новые покупки без необходимости потом отправлять их на свалку или в долгий ящик. Это также истинный эскапизм, который в данный момент очень привлекателен. Виртуальная реальность уводит нас в невозможное. В искусственном цифровом мире мы можем быть теми, кем захотим, в том числе и в части выбора гардероба», – продолжает Майер.

Одежда, существующая только в цифровом виде на серверах, может принести своим владельцам не только эстетическое удовольствие, но и реальные деньги. Например, марка цифровых кроссовок RTFKT Studios в феврале этого года устроила аукцион со своими продуктами через блокчейн. В результате бренд продал свыше 600 пар виртуальной спортивной обуви на сумму более $3,1 млн. Примечательно, что длительность онлайн-торгов составила всего семь минут, а на вторичном рынке эти же кроссовки уже продаются в три раза дороже.

Возможность превратить виртуальное в материальную прибыль появилась благодаря NFT, невзаимозаменяемому токену, который является единственным в своем роде цифровым активом, аутентифицированным и отчеканенным с использованием технологии блокчейн. В блокчейн интегрирован виртуальный архив, который кодирует любую доступную запись отдельных транзакций, таких как, например, покупка пары кроссовок RTFKT. Запись впоследствии не может быть изменена, что означает, что финансовая операция, поддерживаемая блокчейном, также является проверяемым доказательством цены, подлинности и права собственности на товар. 

Сильнее всего NFT пока себя показал в сфере искусства. Так, электронную картину современного художника Beeple и привязанный к ней NFT-токен продали в этом году на аукционе Christie’s за рекордные $69,35 млн. 

Впрочем, эта же технология может стать новым решением для ритейла: NFT позволяет отслеживать всю историю, стоящую за каждой из проданных вещей, и таким образом предотвратить появление подделок. «Cамо по себе создание NFT-токена, в частности при продаже digital-актива на специализированном маркетплейсе, закрепляет за объектом авторство его создателя (который получает процент от каждой перепродажи, например), и этим также можно пользоваться для того, чтобы обезопасить свои цифровые идеи. Тем самым зачастую, независимо от того, сколько раз цифровой объект будет перепродан, авторские права на него будут принадлежать именно тому, кто его создал. NFT-токен подделать невозможно, как и переписать блоки биткойна, – это преимущество блокчейна, которое делает его таким привлекательным для решения практических задач. В теории внедрение блокчейн-решений исключит какую-либо возможность мошенничества во многих областях», – констатирует Шумский. 

Недаром весной Vogue Business сообщил, что Gucci, Prada готовятся к выпуску собственных NFT-токенов. Уже проводятся и цифровые недели моды – Crypto Fashion Week – при участии виртуальных моделей. По данным CNBC, общая сумма транзакций с участием NFT-токенов выросла в четыре раза по сравнению с 2019 годом и превысила $250 млн, а число цифровых кошельков, торгующих NFT, удвоилось и достигло 222 000. 

Однако в мае, по данным сайта Protos, интерес к NFT упал на 90%.  «Стало очевидно, что аудитория, готовая покупать коллекционные NFT-токены звезд или работы художников, пока ограниченна. Cейчас решается судьба этой технологии: станет ли она востребована или разделит историю Clubhouse. Полагаю, что вариантов применения NFT появится еще больше, но главный вопрос будет в том, как отреагируют соответствующие регуляторы, то есть государства, будут ли изменены нормативы и т. д. Это как с электромобилем: коммерческая реализация идеи оказалась возможна лишь с появлением компактных и мощных аккумуляторов. При этом очевидно, что электротранспорт – неотвратимое будущее. В отношении блокчейна многие думают так же: он неизбежен», – резюмирует Шумский.  

Читайте также