ПриMeta времени: что будет после соцсетей

И как освоиться в метавселенной

Абсолютное большинство россиян – 90% – не знают, что такое метавселенные, показало февральское исследование ВЦИОМ. Каждый пятый встречал этот термин, но не понимает его, а впервые услышали о метавселенных во время опроса 67% россиян. Между тем консалтинговая компания Gartner предрекает, что четверть людей всего мира уже к 2026 году будут проводить в метавселенной как минимум час, а треть организаций станут предлагать там свои услуги.

Автору довелось столкнуться с новым термином несколько раньше, во время беседы с Ким Дэ Хеном, президентом Samsung Electronics в России и странах СНГ. Про метавселенные топ-менеджер рассказывал много и с воодушевлением, и его можно было понять: для массового доступа к новой сущности нам всем понадобится мощное «железо», и Samsung намеревается быть на острие тренда, поставляя необходимые устройства. 

Но даже господин Хен затруднился бы предсказать, что именно будут представлять собой метавселенные: слишком много пока неизвестных в этом уравнении. Тем не менее попытаться понять пользу от новинки и обрисовать общую картину широкими мазками можно уже сейчас.

Термин «метавселенная» впервые начинает фигурировать у писателя-фантаста Нила Стивенсона в романе 1992 года «Лавина», и его центральной идеей, получившей современное развитие, тогда стала концепция аватаров – образов пользователей новой сущности. Метавселенные в их нынешней задумке – это виртуальные миры, комбинация «настоящего мира», дополненной и виртуальной реальностей (AR и VR). 

В Gartner определяют метавселенную как «коллективное виртуальное совместно используемое пространство, созданное конвергенцией виртуально расширенной физической и цифровой реальностей», – и эксперты явно не старались упростить нам понимание вопроса. 

Если говорить проще, то эта самая «конвергенция» позволяет конструировать локации, общаться, принимать участие в управлении экономикой мира. Во многом это все уже давно и успешно реализовано в компьютерных играх, особенно онлайн-формата, с их огромными открытыми мирами, сложными экономиками и теми самыми аватарами. 

Но именно технологии виртуальной и дополненной реальностей должны дать что-то новое – возможность пользователям ощущать физическое присутствие других людей сквозь цифровое пространство. Плюс к этому виртуальная экономика должна будет поддерживаться цифровыми валютами и модными невзаимозаменяемыми токенами (NFT).

Так или иначе устройствам для общения – одной из базовых потребностей человека – придется эволюционировать

Как именно это будет в итоге реализовано, пока вопрос, но в целом направление движения можно подсмотреть у фантастов. Например, Сергей Лукьяненко описал нечто подобное в произведении «Лабиринт отражений». Если не брать в расчет технические подробности, характерные для 90-х годов, когда писалась книга (вроде файлов, дискет, модемов на телефонных линиях и тому подобного), то в целом предсказание писателя получилось довольно точным. Так, герои произведения активно взаимодействуют в виртуальных мирах, ничем не отличимых от реальных, а иллюзии для них (в том числе и такие, как перепады температур, дуновение ветра, влажность и т. д.) создает продвинутый костюм с датчиками.

Тем интереснее на этом фоне выглядела недавняя новость компании Panasonic о создании концепта устройства точь-в-точь для этих целей – Pebble Feel. Это носимая система терморегуляции, с которой выражение «по спине пробежал холодок» получает вполне реальное воплощение в метавселенной. Иными словами – персональный кондиционер в форме небольшого округлого камешка, созданный на базе высокопроизводительного элемента Пельтье. Он может крепиться на спине, в районе лопаток с помощью специальных ремней или рубашки и имитировать холод или жару в метавселенной. 

С помощью Pebble Feel, заявили в Panasonic, можно создать метавселенную с заданной ощущаемой температурой, используя существующие шейдеры, и плюс к этому устройство можно применять и в реальной жизни – чтобы охладиться в жаркий день или согреться в холодную погоду. Похоже, что японцы явно читали Лукьяненко. 

Марк Цукерберг же полагает, что примерно через пять лет Facebook перейдет от компании – социальной сети к компании-метавселенной. Для этих целей IT-гигант делает ставку на гарнитуры виртуальной реальности собственного производства под названием Oculus. 

Но скептики, в частности экс-глава американского подразделения Nintendo Реджи Фис-Эме, считают, что немногим более 20 млн проданных за все время таких устройств – слабый результат за 7 лет на рынке. Тем не менее первый символичный шаг к новому будущему уже сделан – Facebook была переименована в Meta. Здесь, правда, критики снова говорят, что громкое заявление было нужно Цукербергу в первую очередь для того, чтобы обратить на соцсеть внимание молодежи, стремительно уходящей на другие площадки – в феврале этого года впервые за 18 лет своего существования компания призналась в падении ежедневно активной аудитории ее соцсети Facebook.

Но так или иначе устройствам для общения – одной из базовых потребностей человека – придется эволюционировать. Смартфоны перекочуют напрямую в мозг или на худой конец – просто на наши головы в виде куда более удобных гарнитур, чем нынешние громоздкие решения. А вслед за «железом» неизбежно эволюционирует и софт, и метавселенные здесь – вполне рабочий сценарий.  

Останется решить разве что вопрос подпитки участников (если к тому моменту нас еще не завоюют роботы и не превратят в батарейки для Матрицы – тогда вопрос отпадет сам собой). Но тут готов помочь «Макдоналдс»: в начале февраля этого года юрист Джош Гербен опубликовал номера патентных заявок компании на торговые марки в виртуальных мирах: «Ты развлекаешься в метавселенной и проголодался. С такими ресторанами тебе не нужно снимать гарнитуру и идти в ресторан. Ты заходишь в виртуальный McDonald’s и делаешь заказ. В скором времени его доставляют к твоей двери».

Словом, как пользователь вы получаете гораздо больше граней взаимодействия с контентом в метавселенных и в перспективе проведете в них гораздо больше времени, чем в нынешних «стандартных» социальных сетях. Но и граней свободы предполагается куда больше – во многом за счет децентрализации управления и экономики, построенной на криптовалютах. А потому вполне вероятно, что эти миры окажутся куда лучше настоящих и выходить из них уже не захочется. Первому игроку приготовиться!