В море – на педалях

Как владельцы ГК «Паритет» изобрели велосипед

Сибайк – полностью ярославское изобретение, от идеи и до конечного производства. Мысль о простом агрегате, который давал бы пловцам с любым опытом, в том числе и детям, возможность наслаждаться водными прогулками, пришла Алексею и Александру Лукьяновым не на пустом месте. Их верфь Paritet Boat за 17 лет спустила на воду более семидесяти коммерческих судов на подводных крыльях для заказчиков по всему миру. Потому и SeaBike, создание которого началось в 2010 году, стал результатом 20 лет работы братьев в судостроении, яхтинге, дайвинге, фридайвинге и виндсерфинге. 

«Идея устройства пришла ко мне во время одной из тренировок в бассейне. Обычно после того как пловец отталкивается от стенки бассейна ногами и вытягивается в струнку, несколько секунд он буквально летит в воде, а потом вновь вынужден совершать малоэффективные по сравнению с толчком гребки руками и ногами. Но можно ведь отталкиваться от педалей, а они в свою очередь – от гребного винта, через редуктор», – вспоминает Алексей.

Водный гаджет сделан из стеклонаполненного полиамида, сплава АМГ 1561, титана и нержавеющей стали. Такая комбинация позволяет конструкции весом 3,5 кг иметь положительную плавучесть (когда выталкивающая сила воды больше тяжести погружаемого объекта) и быть устойчивой к коррозии в морской воде. Гребной винт изготовлен из пластика, и при необходимости его можно остановить голой рукой в любой момент: скорость его вращения, как утверждают создатели, не причинит увечья. 

Братья рассказывают, что при конструировании SeaBike подбор профилей сечений гребного винта, углов крутки лопастей, дискового отношения и шага проводился с привлечением специалистов группы гребных винтов петербургского ЦНИИ имени Крылова, там же были проведены финальные испытания. 

Устройство приводится в действие икроножными мышцами – «наездник» крутит педали, как на велосипеде, и заставляет работать гребной винт. Настройки системы лопастей позволяют адаптировать ее индивидуально – от режима «легко и медленно» до режима «тяжело и быстро». То есть практически как и на обычном велосипеде, у которого много скоростей.

В результате даже неподготовленный пловец может преодолевать в воде километровые дистанции с чемпионскими скоростями – быстрее, чем чемпион мира по плаванию на открытой воде. А подготовленный спортсмен способен пройти уже десятки километров в открытом море, разгоняясь и ловя волну по методу бодисерфинга. 

Если сравнивать SeaBike с ластами, то расклад такой: ласты дают максимальную скорость порядка 0,6 м/с (2,16 км/ч), и на дистанциях до 50 м они более эргономичны и маневренны. Более длинные дистанции, не говоря о километровых, уже заметно легче преодолеть c SeaBike: он равномерно нагружает мышцы и позволяет сколь-зить сквозь воду со скоростью примерно 2,2 м/с (около 7,2 км/ч). 

Компания провела даже несколько специальных сравнительных заплывов в разных странах, результаты которых неизменно показывали: скорость с сибайком – в два раза выше, а потребление воздуха (показатель усталости) – в два раза ниже. 

Сибайк позволяет «гонять» в воде со скоростью порядка двух метров в секунду

Девайс легко собрать, а за счет модульной конструкции его части могут заменяться в случае повреждений. При этом базовую версию устройства можно проапгрейдить до профессиональной, докупив нужные части и демонтировав вспомогательные – по мере обретения опыта эксплуатации.

Применять «водосипед» удобнее всего на просторных акваториях. Например, яхтсмены могут исследовать подводный мир во время якорных стоянок. Дайверы и любители снорклинга тоже найдут свое удовольствие в погружениях на глубину до 40 м, в быстрых перемещениях и погонях за шустрыми рыбами. Наконец, сибайк способен сыграть и роль спасателя, когда нужно при непредвиденных обстоятельствах преодолеть десяток-другой километ­ров вплавь. 

Попробовать плавание с сибайком можно в аквакомплексе столичных «Лужников» – занятия там проводятся бесплатно. И если «зайдет» – испытать свои силы в соревнованиях. Так, в Ярославле на Волге недавно прошли четвертые состязания по плаванию с сибайком – Cross Volga 2022, на которых сотня «наездников» прошла реку от одного берега к другому и обратно.

Интересный факт: когда братья планировали выход на рынок США, оказалось, что там помимо привычной патентной защиты нужно особым образом выстроить отношения с потребителями, в том числе юридически. 

«Это связано даже не с тем, что мы выпускаем средство передвижения в водной среде – среде повышенной опасности для человека, – рассказывает Алексей Лукьянов. – А с тем, что в Штатах потребители особенно любят судиться с производителями товаров, подлавливая их на неточности формулировок в инструкциях по применению и каких-то таких вещах. Например, нам пришлось разрабатывать подробную инструкцию с пояснениями о том, что сибайк не может переплыть Атлантику и тому подобное. На других рынках юристы подобных предостережений готовить не просили».

Надеемся, что отечественные юристы примут информацию к сведению. А пока они изучают тему и адаптируют ее к нашим российским реалиям, братья Лукьяновы не сидят без дела. В ближайшем будущем Александр и Алексей планируют к выпуску электрическую модель – ее прототип уже был представлен в феврале этого года на выставке Moscow Dive Show 2022 в Гостином дворе.

Читайте также